Комментарий к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2013 г. N 467н "Об утверждении административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)"
Прием расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве по форме 4-ФСС будет приниматься в соответствии с обновленным административным регламентом ФСС России (приказ Минтруда России от 18.09.2013 N 467н). Форма расчета утверждена приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н. Сдать его нужно было до 15 января 2014 года.
Заявителями на получение данной госуслуги, как и ранее, могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели (включая глав крестьянских/фермерских хозяйств), иные физические лица, нанимающие застрахованных работников, либо представители страхователя.
Оговорены сроки приема расчета ФСС России и его территориальными органами. Так, прием расчета Фондом и его территориальными органами осуществляется в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документа. Это же правило распространяется на принятие расчета, направленного по почте, а также представленного в форме электронного документа. Принятие расчета в выходной или нерабочий праздничный день происходит в первый, следующий за ним, рабочий день.
Представленный на бумажном носителе расчет регистрируется путем проставления на титульном листе документа в подразделе "Заполняется работником территориального органа Фонда" даты представления, фамилии, имени, отчества и подписи работника территориального органа Фонда, принявшего форму 4-ФСС. Регистрация расчета, представленного в форме электронного документа, сопровождается формированием квитанции о подтверждении приема в электронной форме на сервере приема расчетов или на Едином портале.
Причины отказа в приеме расчета
Отказать в приеме расчета Фонд может в следующих случаях:
а) если представленный расчет не соответствует установленной форме;
б) если расчет представлен лицом, полномочия которого не подтверждены в установленном порядке;
в) если не соблюдены условия признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении расчета в форме электронного документа.
Если выявлены такие нарушения, в приеме документа отказывают, о чем сообщается заявителю путем направления уведомления с указанием причин отказа.
Нужно отметить, что предоставление государственной услуги по приему расчета осуществляется бесплатно.
Заявители со среднесписочной численностью физических лиц, в пользу которых они производят выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в т.ч. при реорганизации) организации со среднесписочной численностью застрахованных лиц более 50 человек, обязаны представлять расчеты в электронной форме.
Должностные лица территориальных органов Фонда при приеме документа проверяют своевременность его представления и правильность заполнения.
Содержание жалобы
Страхователи могут подать жалобу на решения или действия Фонда при приеме расчета, причем как в письменной форме при личном присутствии, так и в электронном виде. Сделать это они могут по таким причинам:
а) если был нарушен срок регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
б) если был нарушен срок предоставления госуслуги;
в) если было требование от должностных лиц Фонда представить документы, не предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
г) если было отказано в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) если было отказано в приеме расчета по основаниям, не предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) если поступило требование внести плату за предоставление государственной услуги;
ж) если территориальный орган, его должностные лица отказали в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных документах либо нарушили установленный срок таких исправлений.
Обязательные реквизиты жалобы
В жалобе заявитель должен обязательно указать наименование органа либо должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются; свои ФИО, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты и почтовый адрес; сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Фонда, его должностных лиц. Также в жалобе должны быть отражены доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием).
Если жалобу подает представитель страхователя, необходимо наличие доверенности (для физических лиц), а представителю юридического лица - заверенной печатью и подписанной руководителем доверенности, а также копия решения о назначении (избрании) либо приказа о назначении физического лица представителем. Ее регистрируют не позднее следующего рабочего дня со дня поступления.
Однако Фонд может отказать в удовлетворении жалобы, если имеется вступившее в силу решение суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям; если жалоба подана неуполномоченным лицом; либо если есть решение по жалобе, принятое ранее, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Ну и, напоследок, отметим, что страхователи имеют право обратиться в Фонд за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме по почте, в электронном виде, через многофункциональный центр, а также на личном приеме.
М.А. Крупинин,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.