Новые правила закупок товаров и услуг для учреждений здравоохранения
С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанный Закон N 44-ФЗ устанавливает новую систему проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и имеет ряд отличительных особенностей от системы, существовавшей ранее в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ регулирует государственные закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности. Кроме того, изменятся правила определения начальной (максимальной) цены контракта, правила оценки заявок на участие в закупках, правила изменения и расторжения контракта, правила надзора за деятельностью государственных заказчиков.
Однако многие новые положения Закона N 44-ФЗ могут быть применены только после утверждения подзаконных актов, принимаемых Правительством РФ и органами государственной власти по компетенции.
Большая часть положений Закона N 44-ФЗ вступит в силу 1 января 2014 г., отдельные положения - в более поздние сроки, определяемые статьей 114 Закона N 44-ФЗ.
Полностью Закон N 44-ФЗ начнет действовать с 1 января 2017 г.
Основные изменения системы государственных закупок касаются следующих аспектов.
Законом N 44-ФЗ изменен перечень способов осуществления закупок. Так, статья 24 Закона N 44-ФЗ предусматривает следующие конкурентные способы определения поставщиков:
1) конкурсы: открытый, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
2) аукционы: электронный и закрытый;
3) запрос котировок;
4) запрос предложений.
Изменения коснулись и методов определения начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 22 Закона N 44-ФЗ установлены пять методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, предусмотрено право Правительства РФ определять сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается иной порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Необходимо обратить внимание, что Закон N 44-ФЗ устанавливает необходимость создания заказчиком контрактной службы или назначение контрактного управляющего.
При этом Закон N 44-ФЗ указывает, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Необходимо отметить, что положение (регламент) о контрактной службе должно быть разработано и утверждено на основании типового положения (регламента) о контрактной службе, принятого Министерством экономического развития РФ.
Следует обратить внимание на установление Законом N 44-ФЗ правил создания комиссии по осуществлению закупок. В соответствии со статьей 39 Закона N 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.
Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии. В состав комиссии включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
Необходимо обратить внимание на нововведения в отношении положений, связанных с исполнением, изменением и расторжением государственных контрактов.
Так, в Законе N 44-ФЗ в отличие от Закона N 94-ФЗ указаны особенности исполнения государственных контрактов.
В частности, статья 94 Закона N 44-ФЗ подробно описывает, каким образом заказчик должен осуществлять приемку товаров и документарно ее оформлять, каким образом осуществлять экспертизу соответствия условиям контракта поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг.
По общему правилу изменение существенных условий контракта в ходе его исполнения допускаться не будет, за исключением определенных в Законе N 44-ФЗ случаев изменения контракта по соглашению сторон. Перечень, включающий семь таких случаев, содержится в части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. Из них в двух случаях возможность такого изменения должна быть предусмотрена в документации о закупке и в контракте (если осуществляется закупка у единственного поставщика - только в контракте), а в остальных пяти не зависит от содержания этой документации (контракта).
Обращаем внимание, что статьей 15 Закона N 44-ФЗ определены особенности осуществления закупок бюджетными, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.
Указанная норма устанавливает случаи, когда бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Такими случаями являются:
1) осуществление закупок за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) если бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) осуществление закупок за счет средств, полученных при осуществлении бюджетным учреждением иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Необходимо пояснить, что Закон N 223-ФЗ определяет общие принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и предусматривает возможность самостоятельного установления заказчиками правил, способов и условий осуществления закупок помимо конкурса или аукциона.
Как уже отмечалось выше, в целях реализации Закона 44-ФЗ федеральными органами исполнительной власти должны быть разработаны, а впоследствии Правительством РФ приняты подзаконные акты, в том числе касающиеся закупок в сфере здравоохранения.
В приложении 1 к статье представлены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
"Главный врач", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Главный врач"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2012 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: научно-практический журнал для руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций. На его страницах рассматриваются наиболее актуальные вопросы менеджмента, экономики и организации здравоохранения. Журнал выгодно отличается от аналогичных изданий практической направленностью и оперативностью.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://управление-здравоохранением.рф/
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (подписной индекс 80977), "Пресса России" (подписной индекс 87440), "Каталог Российской прессы" (подписной индекс 14495), "Почта России" (подписной индекс П1653), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".