Бюджетное учреждение в 2013 году заключило договор в рамках деятельности, финансируемой за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Договор должен быть выполнен в декабре 2013 года, однако исполнитель не сделал этого в назначенный срок. По условиям договора с исполнителя взимается неустойка. Как на счетах бухгалтерского учета отразить удержание суммы неустойки из окончательного платежа по договору?
В соответствии с нормами Инструкции N 174н*(1) и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 25.03.2013 N 02-06-07/9374, корреспонденция счетов по отражению сумм неустойки на счетах бухгалтерского учета будет следующей:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Приняты обязательства перед подрядчиком (в сумме заключенного договора) | 4 506 10 226 | 4502 11 226 |
Приняты денежные обязательства в размере авансового платежа (при уплате аванса) | 4 502 11 226 | 4 502 12 226 |
Перечислены денежные средства подрядчику | 4 302 26 830 | 4 201 11 510 |
Принята к учету стоимость проведенных работ | 4 109 хх 226 | 4 302 26 730 |
Приняты денежные обязательства в размере окончательного расчета по договору | 4 502 11 226 | 4 502 12 226 |
Предъявлена неустойка (пени, штраф) за нарушения сроков поставки основных средств | 2 205 41 660 | 2 401 10 310 |
Перечислены денежные средства поставщику за вычетом неустойки (с учетом встречного требования) | 4 302 26 830 | 4 201 11 510 |
Прекращены встречные требования зачетом (по акту) в сумме исполненного денежного обязательства | 4 302 26 830 | 4 304 06 730 |
Произведен зачет в сумме исполненного требования по санкциям | 2 201 11 510 | 2 205 41 560 |
Обоснование. Для начала отметим: ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона (то есть до 01.01.2014), сохраняют свою силу (Письмо Минэнерго РФ от 20.11.2013 N ВК-11698/09 "О заключении договоров о снабжении электрической энергией для государственных и муниципальных нужд").
В соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчик (кредитор) вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного договором (контрактом) (ст. 9).
Из разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 25.03.2013 N 02-06-07/9374, следует, что все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе предоставляемые из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), средства, поступающие на иные цели (целевые субсидии), являются поступлениями, составляющими доход бюджетного учреждения.
В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба), средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (по приносящей доход деятельности).
Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являются его доходами, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства, и используются данным учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, составляемым и утверждаемым в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
Корреспонденция счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по взысканию с исполнителя договора неустойки приведена в Письме Минфина РФ от 25.03.2013 N 02-06-07/9374. Предлагаем на примере рассмотреть, как отражаются такие операции в бухгалтерском учете.
Пример
Бюджетное учреждение заключило с юридическим лицом договор на оказание услуг. Срок исполнения договора - 15 декабря 2013 года. Договор был исполнен в феврале 2014 года. Размер неустойки за время просрочки выполнения договора составил 2 000 руб. Сумма окончательной оплаты по договору равна 150 000 руб. Размер аванса - 25 000 руб.
В примере приведены условные цифры.
В бухгалтерском учете операции по учету неустойки будут следующими:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты обязательства перед подрядчиком (в сумме заключенного договора) | 4 506 10 226 | 4 502 11 226 | 175 000 |
Приняты денежные обязательства в размере авансового платежа (при уплате аванса) | 4 502 11 226 | 4 502 12 226 | 25 000 |
Перечислены денежные средства подрядчику | 4 302 26 830 | 4 201 11 510 | 25 000 |
Принята к учету стоимость проведенных работ | 4 109 хх 226 | 4 302 26 730 | 175 000 |
Приняты денежные обязательства в размере окончательного расчета по договору | 4 502 11 226 | 4 502 12 226 | 175 000 |
Предъявлена неустойка (пени, штраф) за нарушения сроков поставки основных средств | 2 205 41 660 | 2 401 10310 | 2 000 |
Перечислены денежные средства поставщику за вычетом неустойки (с учетом встречного требования) (150 000 - 2 000) руб. | 4 302 26 830 | 4 201 11 510 | 148 000 |
Прекращены встречные требования зачетом (по акту) в сумме исполненного денежного обязательства | 4 302 26 830 | 4 304 06 730 | 2 000 |
Произведен зачет в сумме исполненного требования по санкциям | 2 201 11 510 | 2 205 41 560 | 2 000 |
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
1 февраля 2014 г.
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"