Адвокатура в системе правовых услуг в Эстонии
Возможности, преимущества и направления развития эстонской адвокатуры.
Молодой и неопытный адвокат нервничает перед заседанием, накручивая круги перед залом. Старый коллега спрашивает его: "Что ты так беспокоишься?" Молодой отвечает: "Первый раз в общий процесс иду, волнуюсь за обвиняемого". Старый отвечает: "Ну ты-то что волнуешься? Не тебе же сидеть".
Я думаю, о какой бы системе мы ни рассуждали, есть общие темы, объединяющие профессиональные сообщества как в России, так и в ЕС. О таких общих темах многое сказано, и благодаря им эти сообщества получают возможность саморегулироваться и развиваться.
Безусловно, одной из подобных тем является организация оказания правовых услуг в том числе регулирование этических и профессиональных аспектов.
Нет необходимости убеждать в актуальности этой темы, ибо она важна не только для самого профессионального сообщества, но и для потребителя услуги. Как выразился Европейский суд по правам человека в одном из решений, использование глупого, несведущего представителя или защитника не является процессуальным или каким-либо еще нарушением прав стороны процесса. Иными словами, взял глупого защитника - сам виноват. Опытные адвокаты и иные лица, участвующие в судопроизводстве, без труда смогут отличить профессионала от авантюриста, кредо которого лишь в том, чтобы поддакивать клиенту, несмотря на явную авантюру и опасность подобной перспективы.
Каким же образом организовать систему эффективной защиты или представления прав клиента и при этом соблюсти профессиональную дисциплину, не злоупотребив процессом, не провалившись под давлением самого клиента?
Юридические или адвокатские образования?
По моему личному мнению, правовые услуги в суде должны оказывать исключительно адвокатские образования. Это, с одной стороны, позволит наладить контроль качества и эффективности оказываемых услуг, с другой стороны, обеспечит качество и процессуальную эффективность судопроизводства.
Оппоненты, конечно же, скажут, что и в серьезных юридических образованиях возможно обеспечить все перечисленные требования. И адвокаты тоже могут ошибаться. Не спорю, тема дискуссионная, и эффективность той или иной системы можно проследить лишь в прогрессии развития и наблюдения изменений.
Говоря об услугах, оказываемых не адвокатами, нельзя не остановиться на юридических бюро, активно практикующих в Эстонии. В большинстве своем они берут начало в 1990-х, когда вступление в адвокатуру было сопряжено с некоторыми трудностями, а работа в юридических бюро позволяла активно практиковать по различным отраслям права. Многие сотрудники таких бюро впоследствии сдали экзамены, стали адвокатами и практикуют в адвокатских бюро, поскольку адвокаты имеют право оказывать правовые услуги только посредством адвокатских, но не юридических образований.
Для организации юридического бизнеса не требуется какой-либо лицензии или особого разрешения. Достаточно иметь необходимое образование и легально зарегистрировать себя по виду деятельности в коммерческом регистре, выбрав любую из форм предприятия, или стать FIE (физическое лицо - предприниматель. - Прим. ред.). Вопрос допуска юриста к защите или представительству в суде определяется по его образованию и опыту работы, т.е. суд или следственный орган, установивший некомпетентность юриста, имеет право отвести его от дела. Кстати, то же действие возможно и в отношении адвоката с последующим оповещением правления адвокатуры о такой некомпетентности.
Широкую известность в Эстонии приобрел так называемый Союз юристов. Юристы, входящие в Союз, не имеют какого-либо официального статуса, скорее это можно определить как клуб, хоть и достаточно крупный, профессионалов, объединенных одной идеей. Юристы Союза оказывают правовую помощь, но в их отношении не применяется каких-либо льгот по сравнению с иными юристами, практикующими на рынке.
Не стану оценивать работу коллег, будь они юристами или адвокатами, скажу лишь, что адвокаты Эстонии несут ответственность по закону, обязаны проходить постоянное переобучение (причем необходимо набирать определенное количество пунктов обучения), в определенных случаях отчитываться перед правлением адвокатуры, могут привлекаться к суду чести и должны страховать свою профессиональную деятельность. Размер страхования зависит от оборота оказываемых услуг и количества адвокатов в бюро. Юридические бюро не обязаны исполнять все перечисленное.
Решением суда чести адвокат может быть серьезно наказан за нарушения в работе, например оштрафован, отстранен от деятельности на определенный период или даже вовсе изгнан из адвокатуры. Это накладывает на адвоката дополнительную ответственность не только за качество услуг, но и за корректность отношения к коллегам и суду, полную законность действий и, безусловно, абсолютную корректность при общении с клиентом, включая требования организации бюро, оформления услуг и т.д.
В Эстонии в суде в качестве защитника или представителя может выступать не только адвокат. В Государственном суде Эстонии, т.е. в последней инстанции национального судопроизводства, интересы может представлять исключительно адвокат.
Например, в гражданском судопроизводстве в качестве представителя по договору могут выступать помимо адвоката лицо, имеющее степень магистра права, полученную в высшем учебном заведении с аккредитованной и признанной государственной программой обучения, прокурист, соистец или соответчик, родственник по нисходящей или восходящей линии или супруг, иное лицо, чье право вытекает из закона. В Государственный суд можно обращаться только посредством присяжного адвоката. Помимо представителя по договору в гражданском судопроизводстве возможен и законный представитель, а также представитель, назначенный государством.
В уголовном производстве в качестве защитника могут участвовать как адвокат по договору, так и назначенный государством адвокат, иное лицо, имеющее степень магистра права, полученную в высшем учебном заведении с аккредитованной и признанной государственной программой обучения, с разрешения следственного органа.
В административном производстве стороны могут участвовать как лично, так и посредством представителя. В качестве представителя могут выступать как адвокат, так и лицо, имеющее степень магистра права, полученную в высшем учебном заведении с аккредитованной и признанной государственной программой обучения, прокурист, работник по трудовому договору, соответчик и сожалобщик, супруги, чиновник учреждения.
Как видно из сказанного, при защите, например, в уголовном процессе для лица, не являющегося адвокатом, необходимо разрешение лица, ведущего следствие. Адвоката же из уголовного процесса без весомых аргументов отвести невозможно. Имеют ли, таким образом, адвокаты преимущество перед юристами? Некорректно оценивать профессиональные познания и качество работы, поэтому данный вопрос оставлю за скобками и попробую ответить, что перспективнее.
Как по моему личному мнению, так и по рассказам коллег могу смело заявить, что целью многих практикующих юристов была именно адвокатура. Это и статус, и возможности. Отношение суда и следствия к адвокатам в целом лучше, нежели к свободным юристам. Исключение составляют, пожалуй, некоторые давно практикующие юристы, в компетентности которых нет повода сомневаться, и допуск их в процесс не вызывает сомнений (хотя и в их отношении нет гарантии, что молодой и честолюбивый следователь Государственной прокуратуры не откажется допустить в дело просто юриста, пусть даже опытного и грамотного). Кроме того, адвокаты могут оказывать правовую помощь в рамках назначения, а юристы, естественно, нет.
Самоуправление и саморегулирование
Говоря об адвокатуре Эстонии, необходимо указать, что сегодня система претерпевает изменения. До настоящего времени адвокатами были помощники присяжного адвоката, старшие помощники присяжного адвоката и присяжные адвокаты. Помощник не является самостоятельной "боевой единицей" и имеет возможность работать под руководством своего начальника. Это не означает, однако, что помощник не может участвовать самостоятельно в процессах, согласовав позицию с руководителем.
В перспективе в связи с принятыми изменениями должность старшего помощника будет упразднена и в адвокатуре останутся только помощники и присяжные адвокаты. Это влечет за собой некоторые изменения в системе приема в адвокатуру и внутреннем порядке ее работы.
Сама же адвокатура Эстонии является общественно-правовым юридическим лицом, основанным в 1919 г., которое не подчиняется ни Министерству юстиции, ни какому-либо другому государственному институту. Профессиональный союз адвокатов Эстонии руководствуется Законом об адвокатуре Эстонии, Кодексом этики адвоката, внутренним порядком, решениями органов правления адвокатуры и традициями. К органам правления относятся общее собрание, председатель правления, правление адвокатуры, ревизионная комиссия, суд чести адвокатуры и приемная комиссия. Наивысшим органом, безусловно, является общее собрание.
Адвокатом может стать лицо честное и ответственное, имеющее высшее юридическое образование, владеющее государственным языком устно и письменно и сдавшее экзамен в адвокатуру. Вступительные экзамены организует и проводит приемная комиссия и дает заключение для правления по приему кандидата. Суд чести рассматривает жалобы на адвокатов и принимает решения в отношении их действий. В полномочия суда чести входит рассмотрение жалоб за нарушения адвокатской этики, ведения делопроизводства бюро, за профессиональные упущения при работе с клиентом и в суде и т.д. Суд или следственный орган может обратиться в правление с просьбой рассмотреть поступок адвоката, правление направляет жалобу в суд чести или самостоятельно принимает решение.
В последние годы наблюдается резкий рост числа адвокатов. Если в начале 2000-х годов адвокатов едва ли насчитывалось около 200 человек, то в 2011 г. их было уже 750, а в 2013 г. - более 850. О чем это говорит? Во-первых, естественно, о росте авторитета адвокатуры. Во-вторых, автор питает надежду на то, что все же адвокатура получит право представления клиентов в суде при достижении определенного числа адвокатов с условием исключения чьей-либо монополии. Причиной этого будет рост правовой культуры общества, люди перестанут заниматься "самолечением" и найдут возможность решать вопросы при помощи государственных адвокатов, если нет средств на представителя по договору.
Каковы могут быть контраргументы противников монополии адвокатуры в суде? Почему при предоставлении равной возможности вступления в адвокатуру и при равных процессуальных возможностях в отношении юридических бюро не должны применяться те же меры контроля, что в отношении адвокатских бюро? Поскольку наладить контроль за юридическими бюро, равный контролю адвокатуры за адвокатскими бюро, фактически невозможно, считаю, что юридические бюро находятся в конкурентно выигрышном положении по сравнению с адвокатскими. Я не против юристов - я за то, чтобы они тоже приобретали статус адвоката и тем самым обеспечивалось бы равное положение.
Одним из серьезных направлений развития адвокатуры в последние годы стала разработка эффективной системы оказания государственной помощи адвокатами по назначению. Работы распределяются так, чтобы не было сосредоточения одного их вида у нескольких адвокатов. Внедренная система дает возможность избежать использования определенным следственным органом выбранных им "своих" адвокатов: клиент может выбрать адвоката из большого числа зарегистрированных в системе независимо от пожелания следствия или суда. Это помогает справедливо распределить работу между адвокатами и обеспечить их необходимой практикой, избежать "нехватки рук". В результате повышается и эффективность судопроизводства.
Суд и следствие при этом должны руководствоваться принципами не только эффективности или процессуальной экономии, но также полноты и всесторонности. Это требует ответственности сторон и четкого знания последствий нарушений. Адвокатура проводит семинары, и каждый адвокат обязан посетить определенное их количество и набрать необходимое число баллов. Если по истечении пяти лет баллов будет недостаточно, правление может провести для такого лица экзамен.
Отдельная проблема адвокатуры Эстонии, как и других систем, - это реклама и ее корректность. Нельзя навязывать свою деятельность и демонстрировать свое превосходство над коллегами, вводить клиента в заблуждение и браться за работу, опыта ведения которой у адвоката нет. Эти запреты исходят из Кодекса этики и Закона об адвокатуре.
Адвокатура не подчиняется Министерству юстиции Эстонии, но ведет с ним постоянную работу, доводя свою позицию по острым вопросам, таким как оплата адвокатских услуг, внесение изменений в процессуальные кодексы с учетом изменяющихся реалий, рассмотрение законопроектов и т.п.
* * *
Подытоживая, хочу отметить: в данной статье у меня не было цели убедить читателя в том, что адвокатура имеет некое превосходство над иными объединениями, оказывающими правовые услуги. Стоит лишь объективно указать на то, что адвокат в Эстонии имеет большую степень ответственности перед законом. Если это вселит в клиента уверенность в корректности и качестве услуг то цель будет достигнута. Выбор же своего представителя, как и врача, - дело самого клиента.
В. Садеков,
присяжный адвокат Эстонской Республики
"Новая адвокатская газета", N 4, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.