Критерии допустимости
К вопросу о правомерности рекламы адвокатской деятельности.
В условиях конкуренции и рыночных отношений успешная деятельность адвоката во многом зависит от эффективности продвижения своих услуг на рынке и привлечения клиентов с использованием различных механизмов, в том числе с помощью рекламы. Вопрос о ее правомерности относится к числу остродискуссионных и имеет большое практическое значение, поскольку ни Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", ни КПЭА не предусматривают такого понятия, как реклама адвоката и адвокатской деятельности.
В России...
Несмотря на принятие КПЭА, ст. 17 которого посвящена допустимости информации об адвокате и адвокатском образовании, дискуссии о правомерности рекламы адвокатской деятельности продолжаются. При этом одни авторы выступают за полный запрет данной рекламы, другие, напротив, за ее допустимость. Связано это в первую очередь с тем, что действующее законодательство не содержит прямого запрета рекламы данного вида деятельности (Богданова И.С. К вопросу о допустимости "рекламы" адвокатской деятельности // Адвокат. 2012. N 8. С. 20). Как отмечают некоторые авторы, институциональность адвокатуры, публичный характер адвокатской деятельности вступают в противоречие с характеризующим компонентом и сущностью рекламы (Мозолев В.В. Миф о рекламе адвокатских услуг // Реклама и право. 2006. N 2. С. 46).
Российская адвокатура всегда стояла на позиции недопустимости рекламы и саморекламы деятельности адвоката. Это правило основано на обычаях и традициях отечественной адвокатуры. Современное адвокатское сообщество в большинстве случаев также считает, что реклама для адвокатов недопустима и противоречит этическим правилам адвокатской профессии.
По моему мнению, тезисом о неэтичности рекламы адвоката и адвокатской деятельности неверно подменяется вопрос о содержании данного вида рекламы.
В размышлениях И.Л. Трунова совершенно справедливо признается допустимой информацией об адвокате упоминание об имеющихся у него ученых званиях и степенях, почетных званиях, государственных наградах и профессиональных премиях (Трунов И.Л. Об информационном обеспечении адвокатской деятельности // Журнал российского права. 2003. N 7. С. 45). По мнению Г.П. Падвы, "адвокатская деятельность - такая же, как и любая другая, и она может рекламироваться" (Оводов А.А. "Нужно любить то дело, которым занимаешься, а не думать о том, сколько ты заработаешь" (интервью с заслуженным юристом Российской Федерации адвокатом Г.П. Падва) // Юрист. 2010. N 4. С. 9). М.Ю. Барщевский считает, что "реклама для адвоката запрещена, а информация разрешена и, более того, необходима и полезна" (Барщевский М.Ю. Адвокатская этика М, 2000. С. 198).
С уважаемыми коллегами нельзя не согласиться. Однако для решения данного принципиального вопроса необходим поиск критерия допустимости рекламы адвоката и адвокатской деятельности.
Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок РФ и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства (п. 3 постановления КС РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П). При этом вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37). "Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации О в месте <...> оказания услуг (например, информации о режиме работы), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой" (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58).
Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном порядке, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре).
Как неоднократно указывал КС РФ, адвокатская деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Она имеет публично-правовой характер, поскольку на адвокатов возлагается публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (постановления КС РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П).
Именно публичный характер адвокатской деятельности отличает ее от деятельности предпринимательской, которая, как указано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Закон о рекламе указывает, что он не распространяется на объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской, действие Закона о рекламе на нее распространяться не должно.
Согласно п. 1 ст. 17 КПЭА информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит: 1) оценочных характеристик адвоката; 2) отзывов других лиц о работе адвоката; 3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов; 4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызвать у них безосновательные надежды. Следовательно, можно сделать вывод о том, что распространение иной информации об адвокате и адвокатском образовании допустимо.
Согласно п. 7.1 Рекомендаций адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденных Советом ФПА РФ 21 июня 2010 г., адвокатам следует воздерживаться от размещения информации о себе на платной основе независимо от того, связана ли такая информация с их профессиональной деятельностью или нет. Исключение составляют случаи размещения справочной информации.
Согласно Рекомендациям по вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности, утвержденным решением Совета АП Республики Хакасия 16 января 2012 г., реклама адвокатской деятельности, представляющая собой широкое оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечение потребителей, неумеренное расхваливание адвоката или адвокатского образования, а также информация об адвокате, расклеенная на остановках, столбах, в местах массового нахождения граждан недопустимы для адвокатского сообщества, так как не согласуются с целями адвокатуры и противоречат ее правовому статусу.
Совет АП Красноярского края также указал, что реклама деятельности адвоката как в прямом, так и в переносном смысле не соответствует его статусу, снижает доверие общества как к конкретному адвокату, так и к адвокатскому сообществу в целом, поэтому, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на рекламу адвокатских услуг, адвокат должен воздерживаться от совершения подобного рода действий.
Вместе с тем адвокат вправе информировать общественность о себе и своих услугах исключительно путем сообщения информации, предусмотренной ст. 17 КПЭА, при этом воздерживаясь от использования таких форм, которые явно не соответствуют престижу профессии.
С данным мнением трудно согласиться, поскольку, например, распространение информации о статусе адвоката, имеющихся у него званиях, степенях, наградах, профессиональных и общественных достижениях, стаже работы, специализации, информационное продвижение сведений об адвокате и адвокатской деятельности в интернете ни в коей мере не могут не соответствовать его статусу и тем более снижать доверие общества.
...и в мире
Мировая практика также относится к рекламе адвокатской деятельности неоднозначно.
Согласно п. 2.6.1 Общего кодекса правил для адвокатов стран ЕС адвокат не должен заниматься саморекламой или стремиться к широкой известности, если это признается недопустимым. В других случаях адвокат может заниматься саморекламой или стремиться к широкой известности лишь в пределах того, насколько это признано допустимым в правилах, которыми он руководствуется.
Правила адвокатской этики Международного Союза (Содружества) адвокатов предусматривают: "Навязывание клиенту своих услуг и самореклама не соответствуют этическим правилам адвокатской профессии" (п. 1.8).
В Норвегии реклама адвокатских услуг никогда не запрещалась, но указывается, что она должна иметь "достойный" характер. Бельгийские адвокаты получили разрешение властей на рекламу своей деятельности. Правилами Израильской коллегии адвокатов (реклама) регламентированы требования, каким образом и посредством каких СМИ адвокаты вправе рекламировать себя. Согласно § 5 Кодекса поведения адвокатов Швеции реклама услуг адвоката должна быть корректной.
Пункт 1.8 Правил профессиональной этики адвокатов, принятых решением Конференции адвокатов Алматинской городской коллегии адвокатов, устанавливает, что адвокат не вправе пользоваться саморекламой (за исключением случаев указания о месте, времени, видах юридической помощи, оказываемой адвокатом).
Правила адвокатской этики Украины установили ограничения, но вместе с тем допускают возможность рекламирования деятельности адвокатов. Согласно ст. 14 Правил адвокат, который практикует индивидуально, и адвокатское объединение имеют право рекламировать свою профессиональную деятельность с соблюдением действующего законодательства и Правил. Рекламирование допускается в форме помещения объявлений, информационных сообщений и других рекламных материалов в периодических изданиях, справочниках, информационных бюллетенях, других печатных изданиях, а также в форме трансляции рекламных материалов по радио и телевидению. При этом Правила содержат указания на то, что именно рекламные объявления или другие рекламные материалы должны и могут содержать.
В некоторых государствах реклама услуг адвоката существенно ограничена: ст. 24, 25 Кодекса профессионального поведения адвокатов Польши от 10 ноября 2007 г; ст. 17 Кодекса этики адвокатов Италии от 17 апреля 1997 г. (Токмаков И.С. К вопросу об общей характеристике соглашения об оказании юридической помощи // Адвокатская практика. 2012. N 4. С. 20).
Во Франции установлен полный запрет рекламы на адвокатские услуги.
В США реклама адвокатских услуг признается легальной высшими судебными инстанциями, несмотря на известные законодательные и этические ограничения. Однако этические кодексы адвокатов большинства штатов до сих пор содержат норму о "нерекомендательности" адвокатской рекламы (Мельниченко Р.Г., Козлов А.М. Нужна ли реклама адвокатам? // Адвокат. 2004. N 12. С. 18).
В решении ЕСПЧ по делу К. против Испании суд указал, что адвокат К. был привлечен Палатой адвокатов Барселоны к дисциплинарной ответственности за помещение в одном из информационных изданий объявления о своих услугах, справочных данных и т.д. Европейский суд, в частности, отметил, что "... в объявлении заявителя (адвоката К.) помещались сведения совершенно нейтрального характера (его имя, род занятий, адрес конторы и номер телефона), и они не содержали информации, которая бы не соответствовала действительности или была бы оскорбительной для его коллег-адвокатов. Поэтому он был вправе распространять такую информацию точно так же, как его потенциальные клиенты имели право ее получать".
Предложения и рекомендации
При решении вопроса о правомерности рекламы адвоката и адвокатской деятельности необходимо, на мой взгляд, учитывать следующее.
Во-первых, характер распространяемых сведений об адвокате и его услугах, исходя из природы адвокатской деятельности, не может свидетельствовать о размещении ее в целях осуществления предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли. Следовательно, распространение сведений об адвокате и его услугах возможно и даже может быть полезно для потенциальных клиентов, однако распространяемые сведения должны соответствовать общественным интересам, этическим и профессиональным правилам, не могут быть навязчивыми и умалять честь и достоинство адвокатского сообщества. Например, считаю вполне допустимым размещение информации об адвокате и адвокатской деятельности в форме сайта, вывески, указателя и иной информации об адвокате или адвокатском образовании, направленной на привлечение внимания потенциальных клиентов.
Следует согласиться с мнением И.С. Богдановой о том, что за адвокатами должно быть признано право на размещение объявлений при условии соблюдения требований законодательства к их содержанию и форме с единственной поправкой: речь должна идти не об объявлениях, а о размещении информации об адвокате и адвокатской деятельности, направленной на оказание квалифицированной юридической помощи. При этом необходимо соблюдать следующее правило: информация об адвокатской деятельности должна быть достоверной и служить целям информирования потенциальных клиентов.
Во-вторых, нужно разделять информацию об адвокатской деятельности, направленной на оказание квалифицированной юридической помощи, размещенную в целях привлечения потенциальных клиентов, и неэтичную рекламу. В отличие от сайтов частнопрактикующих юристов и юридических компаний, сайты адвокатов и адвокатских образований не вправе содержать сведения, носящие рекламный характер. Поэтому для разрешения принципиального вопроса о правомерности рекламы адвоката и адвокатской деятельности следует заменить понятие "реклама" понятием "информация".
Как справедливо отмечено, очевидно, что "адвокат, адвокатская фирма или коллегия адвокатов заинтересованы в распространении информации о себе. Более того, потенциальный клиент также должен иметь доступ к информации об адвокате, его квалификации, компетентности, репутации. Тем более что доступ к такой информации усложняется в связи с численным ростом корпорации, а также специализацией адвокатской деятельности. В связи с чем адвокатскому сообществу необходимо выработать критерии предоставляемой информации, распространение которой не наносило бы ущерба престижу адвокатской профессии" (Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Буробина. М., 2003. С. 183).
Для разграничения рекламы и допустимой информации об адвокате и адвокатской деятельности необходимо выработать соответствующие критерии, аналогичные Правилам адвокатской этики Украины, с обязательным указанием, что именно данная информация может и обязательно должна содержать.
В-третьих, поскольку законодательство не содержит сведений о форме распространения информации, для недопущения злоупотребления в данной сфере адвокатскому сообществу необходимо выработать рекомендации по поводу практики размещения информации об адвокате и адвокатской деятельности. Сегодня такой механизм отсутствует, информация размещается лишь на сайтах адвокатских палат субъектов РФ в виде справочных сведений (ФИО адвоката, форма адвокатского образования, адрес и координаты для связи).
В частности, форма распространения информации не должна умалять честь и достоинство профессионального сообщества адвокатов, не может быть навязчивой, должна учитывать сложившиеся нравственные критерии и традиции, распространяемые сведения не должны нести в себе информацию, которая бы не соответствовала действительности или была бы оскорбительной для профессионального сообщества адвокатов.
Таким образом, для решения вопроса о правомерности рекламы адвоката и адвокатской деятельности адвокатскому сообществу необходимо:
1) нормативно признать за адвокатами и адвокатскими образованиями право на размещение информации об осуществляемой адвокатской деятельности, для чего внести соответствующие дополнения в ст. 17 КПЭА;
2) нормативно закрепить понятие размещения информации об адвокате и осуществляемой адвокатской деятельности, для чего внести соответствующие дополнения в ст. 17 КПЭА;
3) выработать и нормативно закрепить критерии допустимой информации об осуществляемой адвокатской деятельности с обязательным указанием, что именно данная информация может и обязательно должна содержать;
4) разработать рекомендации о форме распространения информации об осуществляемой адвокатской деятельности.
NB. Одно из предложений заслуживает внимания
Юрий Пилипенко, первый вице-президент ФПА РФ
Касательно рекламы адвокатской деятельности необходимо иметь в виду, что в силу п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" положения данного закона не применяются к информации об адвокатах и адвокатских образованиях.
Но, на мой взгляд, формально нет препятствий к тому, чтобы именовать распространение информации об адвокатах рекламой. Дело в том, что Закон о рекламе не "монополизирует" понятие рекламы, не "узурпирует" его. Это следует из самого перечня сведений, на которые его действие не распространяется, - там указана, например, политическая реклама. Следовательно, Закон признает, что в России существует реклама, статус которой регулируется другими актами. Однако в целях исключения терминологической путаницы - и здесь с автором статьи следует согласиться - лучше не использовать термин "реклама" применительно к адвокатской деятельности. Правда, вызывает некоторое недоумение содержащееся в статье предложение применительно к деятельности адвоката заменить понятие "реклама" понятием "информация": соответствующая поправка была внесена в п. 2 ст. 17 Кодекса профессиональной этики еще в апреле 2013 г.
Дополнение ст. 17 Кодекса более подробным регулированием правил распространения информации об адвокатах также представляется излишним. Ведь к рассматриваемым отношениям применимы нормы о сохранении адвокатом при всех обстоятельствах своих чести и достоинства (п. 1 ст. 4) и запрете наносить ущерб авторитету адвокатуры в целом (п. 4 ст. 9).
Закон о рекламе указывает, что он не распространяется на объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской, действие Закона о рекламе на нее распространяться не должно.
Вместе с тем заслуживает внимания предложение автора о разработке Советом ФПА РФ рекомендаций относительно распространения информации об адвокатской деятельности.
От редакции. Уважаемые коллеги, тема публично распространяемой информации о деятельности адвокатов и адвокатских образований нуждается в серьезном обсуждении. Практика дает немало примеров, когда соответствие такой информации требованиям КПЭА вызывает сомнения. Просим присылать материалы на эту тему в редакцию "АГ" (advgazeta@mail.ru). Надеемся, что среди них будут и предложения, заслуживающие рассмотрения Советом ФПА РФ.
А. Иванов,
адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов
"Новая адвокатская газета", N 4, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.