Инверсионное бюджетирование как один из методов финансового планирования
Статья посвящена практическим аспектам финансового планирования, автором предложен новый метод финансового планирования - инверсионное бюджетирование с использованием коэффициента рентабельности маржинальной прибыли.
Эффективная работа современного экономического субъекта невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета. Управленческий учет позволяет рассматривать комплексно вопросы планирования, оперативного контроля и учета по отдельным сегментам (подразделениям) предприятия.
В условиях рыночной экономики повышается роль финансового планирования, которое выступает одним из важнейших инструментов оперативного контроля и регулирования деятельности предприятий. Правильно организованное финансовое планирование помогает предприятию развиваться, завоевывать новые позиции на рынке, обеспечивает его финансовую устойчивость.
Финансовое планирование на предприятии является актуальным механизмом управления финансами, позволяющим сводить к минимуму неопределенность развития рыночной среды и ее негативные последствия. В условиях неопределенности достаточно эффективным может оказаться предложенный автором метод инверсионного бюджетирования, включающий в себя отдельные элементы известных методов финансового планирования - расчетно-аналитического и экономико-математического моделирования.
Для инверсионного бюджетирования в качестве основополагающего может выступать показатель рентабельности маржинальной прибыли () [1]:
.
Маржинальную прибыль часто называют "суммой покрытия": она должна "покрыть" накладные расходы предприятия и обеспечить операционную прибыль [3]. Тогда прибыль, на которую может рассчитывать предприятие, определится следующим образом:
Операционная прибыль = Маржинальная прибыль - Накладные расходы.
Таким образом, увеличение операционной прибыли может достигаться за счет максимизации маржинальной прибыли и уменьшения накладных расходов. При этом накладные расходы обычно рассматриваются как условно-постоянные.
Показатель рентабельности маржинальной прибыли отражает долю операционной прибыли в величине маржинальной прибыли, причем значение коэффициента рентабельности маржинальной прибыли может находиться в диапазоне от 1 до 100%. Данный коэффициент показывает, сколько рублей операционной прибыли приходится на 1 руб. (1 тыс. руб.) маржинальной прибыли.
Для обеспечения финансовой устойчивости, прибыльности предприятия плановое значение коэффициента рентабельности маржинальной прибыли рекомендуется принимать на уровне не менее 30-40%, что желательно отразить во внутреннем регламенте экономического субъекта [1].
Показатель рентабельности маржинальной прибыли является отправной точкой для планирования величины накладных расходов и важен при составлении бюджета доходов и расходов экономического субъекта, особенно если большая часть маржинальной прибыли расходуется на покрытие накладных расходов. Последние не связаны напрямую с обычными видами деятельности экономического субъекта, тем не менее, они необходимы для управления его деятельностью.
Рассмотрим основные элементы предлагаемого метода инверсионного бюджетирования на примере деятельности торгово-закупочного предприятия - ООО "ABC" в 2014 г. (поквартально).
Любое планирование начинается с планирования бюджета продаж.
На основании бюджета продаж составляются бюджет закупок, бюджет запасов на складах. В результате формируется величина плановой себестоимости, которая относится к прямым переменным расходам. В табл. 1 представлены поквартальные значения маржинальной прибыли ООО "АВС" в 2014 г.
Таблица 1
Плановые значения выручки, себестоимости и маржинальной прибыли ООО "ABC" на 2014 год
Показатели | 1-й квартал 2014 г., руб. | 2-й квартал 2014 г., руб. | 3-й квартал 2014 г., руб. | 4-й квартал 2014 г., руб. |
Выручка | 268 425 | 352 174 | 368 022 | 355 877 |
Себестоимость | 191 732 | 251 553 | 262 873 | 254 198 |
Маржинальная прибыль | 76 693 | 100 621 | 105 149 | 101 679 |
При установленном уровне рентабельности маржинальной прибыли в размере 30% величина операционной прибыли представлена в табл. 2.
Таблица 2
Плановые значения операционной прибыли
Показатели | 1-й квартал 2014 г., руб. | 2-й квартал 2014 г., руб. | 3-й квартал 2014 г., руб. | 4-й квартал 2014 г., руб. |
Маржинальная прибыль, руб. | 76 693 | 100 621 | 105 149 | 101 679 |
Рентабельность маржинальной прибыли, % | 30 | 30 | 30 | 30 |
Операционная прибыль, руб. | 23 007 | 30 186 | 31 544 | 30 503 |
После расчета планового значения операционной прибыли необходимо определить плановую величину прибыли от продаж. Прибыль от продаж отличается от операционной прибыли на величину постоянных расходов (аренда, амортизация, проценты по кредитам и др.). Плановые значения постоянных расходов на 2014 г. следующие: 1-й квартал - 8 436 руб., 2-й квартал - 11 068 руб., 3-й квартал - 11 566 руб., 4-й квартал - 11 184 руб. Плановая величина прибыли от продаж представлена в табл. 3.
Таблица 3
Плановые значения постоянных расходов и прибыли от продаж, руб.
Показатели | 1-й квартал 2014 г., руб. | 2-й квартал 2014 г., руб. | 3-й квартал 2014 г., руб. | 4-й квартал 2014 г., руб. |
Маржинальная прибыль | 76 693 | 100 621 | 105 149 | 101 679 |
Расходы | 45 248 | 59 366 | 62 038 | 59 990 |
Прибыль от продаж | 31 444 | 41 254 | 43 111 | 41 688 |
Расходы постоянные | 8 436 | 11 068 | 11 566 | 11 184 |
Операционная прибыль | 23 007 | 30 186 | 31 544 | 30 503 |
Налог на прибыль | 4 601 | 6 037 | 6 308 | 6 101 |
Чистая прибыль | 18 406 | 2 4149 | 25 236 | 24 402 |
Потребляемая прибыль (33%) | 6 073 | 7 969 | 8 328 | 8 053 |
Нераспределенная прибыль (балансовая прибыль) | 12 333 | 16 180 | 16 907 | 16 349 |
Следующим этапом после определения планового значения прибыли от продаж является расчет планового значения чистой прибыли. Величина чистой прибыли определяется как разница между операционной прибылью и налогом на прибыль. Плановые значения налога на прибыль на 2014 г. следующие: 1-й квартал - 4 601 руб., 2-й квартал - 6 037 руб., 3-й квартал - 6 308 руб., 4-й квартал - 6 101 руб. Плановые значения чистой прибыли также представлены в табл. 3.
По характеру использования чистая прибыль подразделяется на нераспределенную (капитализированную) и потребляемую. Нераспределенная (капитализированная) прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия, что подразумевает увеличение собственного капитала. Потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов собственникам экономического субъекта.
Для обеспечения финансовой устойчивости ООО "ABC" величина потребляемой прибыли должна составлять не более 30-40% от чистой прибыли. Данное ограничение позволит направлять на развитие деятельности большую часть чистой прибыли, а также создаст финансовую дисциплину в отношениях собственник - экономический субъект.
При распределении прибыли собственники должны четко понимать возможную величину потребляемой (изъятой) прибыли, значение которой рекомендуется определять исходя из величины чистой прибыли.
Маржинальная прибыль включает постоянные расходы и прибыль от продаж. Плановое значение прибыли от продаж сформировано исходя из коэффициента рентабельности маржинальной прибыли в размере 33%, а следовательно, исходя из величины операционной прибыли. Поэтому величина расходов ООО "ABC" определяется как разница между маржинальной прибылью и прибылью от продаж. Следовательно, плановая величина расходов будет составлять: в первом квартале - 45 248 руб., во втором - 59 366 руб., в третьем - 62 038 руб., в четвертом - 59 990 руб.
Одним из предложений по оптимизации накладных расходов может быть распределение плановой величины расходов не по статьям расходов, а по центрам ответственности. Тогда на центр ответственности - центр затрат - будет приходиться определенная величина накладных расходов. При этом руководитель Центра затрат должен оценить все предстоящие расходы с точки зрения их экономической обоснованности.
Преимуществом такого подхода является то, что руководитель центра затрат самостоятельно распределяет запланированные средства по статьям расходов, при этом у него появляется возможность определить наиболее приоритетные статьи расходов. Данный подход способствует оптимизации и четкой обоснованности затрат. Центр затрат не может расходовать больше запланированных объемов средств, а его руководитель несет ответственность за рациональное использование имеющихся ресурсов.
После распределения центром затрат плановых объемов средств по статьям расходов (табл. 4) может быть подготовлен совокупный бюджет доходов и расходов по всем центрам ответственности (табл. 5).
Таблица 4
Распределение плановой величины расходов ООО "АВС" по центрам ответственности
Центры ответственности | Удельный вес, % | 1-й квартал 2014 г., руб. | 2-й квартал 2014 г., руб. | 3-й квартал 2014 г., руб. | 4-й квартал 2014 г., руб. |
01 Офис, Москва | 15,45 | 6 990 | 9 172 | 9 584 | 9 268 |
02 Отдел продаж | 27,29 | 12 348 | 16 201 | 16 930 | 16 371 |
03 Отдел закупок | 7,31 | 3 307 | 4 339 | 4 534 | 4 385 |
04 Логистика (склад) | 24,77 | 11 208 | 14 705 | 15 366 | 14 859 |
05 Отдел маркетинга и рекламы | 17,67 | 7 995 | 10 490 | 10 962 | 10 600 |
06 IT отдел | 2,77 | 1 253 | 1 644 | 1 718 | 1 661 |
07 АХО | 0,77 | 348 | 457 | 477 | 461 |
08 Отдел персонала | 1,99 | 900 | 1 181 | 1 234 | 1 193 |
09 Управляющая компания | 1,98 | 895 | 1 175 | 1 228 | 1 187 |
Итого | 100,00 | 45 248 | 59 366 | 62 038 | 59 990 |
Таблица 5
Плановый бюджет доходов и расходов ООО "ABC" на 2014 год
Показатели | 1-й квартал 2014 г., руб. | 2-й квартал 2014 г., руб. | 3-й квартал 2014 г., руб. | 4-й квартал 2014 г., руб. |
Маржинальная прибыль | 76 693 | 100 621 | 105 149 | 101 679 |
Выручка | 268 425 | 352 174 | 368 022 | 355 877 |
Себестоимость | 191 732 | 251 553 | 262 873 | 254 198 |
Расходы | 45 248 | 59 366 | 62 038 | 59 990 |
01 Офис | 6 990 | 9 172 | 9 584 | 9 268 |
02 Отдел продаж | 12 348 | 16 201 | 16 930 | 16 371 |
03 Отдел закупок | 3 307 | 4 339 | 4 534 | 4 385 |
04 Логистика (склад) | 11 208 | 14 705 | 15 366 | 14 859 |
05 Отдел маркетинга и рекламы | 7 995 | 10 490 | 10 962 | 10 600 |
06 IT отдел | 1 253 | 1 644 | 1 718 | 1 661 |
07 АХО | 348 | 457 | 477 | 461 |
08 Отдел персонала | 900 | 1 181 | 1 234 | 1 193 |
09 Управляющая компания | 895 | 1 175 | 1 228 | 1 187 |
Прибыль от продаж | 31 444 | 41 254 | 43 111 | 41 688 |
Расходы постоянные (аренда, амортизация, проценты по кредитам и т.д.) | 8 436 | 11 068 | 11 566 | 11 184 |
Операционная прибыль | 23 007 | 30 186 | 31 544 | 30 503 |
Чистая прибыль | 18 406 | 24 149 | 25 236 | 24 402 |
Потребляемая прибыль | 6 073 | 7 969 | 8 328 | 8 053 |
Нераспределенная прибыль | 12 333 | 16 180 | 16 907 | 16 349 |
Таким образом, суть метода инверсионного бюджетирования заключается в том, что процесс планирования начинается с определения конечного результата - планового значения операционной прибыли.
Важно и то, что метод инверсионного бюджетирования позволяет применять в практике деятельности торговых предприятий гибкие бюджеты. В гибком бюджете при изменении фактического уровня деловой активности (прежде всего, фактической выручки) должны быть внесены изменения в другие плановые величины. Так, например, при невыполнении плана продаж и, как следствие, недостижении плановой величины маржинальной прибыли корректируется (пересчитывается) бюджет доходов и расходов в части расходов. Данный подход легко реализуем при заложенном изначально коэффициенте рентабельности маржинальной прибыли.
Применение предлагаемого метода инверсионного бюджетирования позволит экономическому субъекту маневрировать бюджетом доходов и расходов, приспосабливаясь к изменениям ситуации на рынке, принимать оперативные управленческие решения, постоянно контролировать величину накладных расходов, что будет способствовать достижению максимальной прибыли. Данный метод бюджетирования позволит избежать "бюджетного зазора", который проявляется как ненулевая разница между минимально необходимым и реально достижимым уровнем затрат (их бюджетной, а позднее - фактической величиной).
Автор надеется, что применение предлагаемого метода бюджетирования позволит вывести планирование в экономических субъектах на новый уровень, максимально быстро адаптироваться к изменениям внешней среды.
Список литературы
1. Смирнова, Ю.В. Рентабельность маржинальной прибыли в системе маржинального анализа экономического субъекта / Ю.В. Смирнова // АУДИТОР. - 2013. - N 10.
2. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет / М.А. Вахрушина. - 8-е изд., испр. - М.: Изд-во "Омега-Л", 2010. - 570 с.
3. http://ecouniver.com/economik-rasdel/upr/233-marzhinalnyj-doxod-i-stavka- pokrytiya.html.
Ю.В. Смирнова,
аудитор, доцент Московского гуманитарного университета
"Аудитор", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015