Порядок и правовые последствия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (комментарий к Федеральному закону от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ)
Указом Президента Российской Федерации "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" от 7 мая 2012 г. N 604 Правительству Российской Федерации было предписано обеспечить в 2012 г. внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву, предусмотрев при этом, в частности, предоставление гражданам, прошедшим военную службу по призыву, преференций*(1) при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров.
Данное президентское поручение реализовано путем принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ, опубликованного 10 июля 2013 г. и вступающего в силу с 1 января 2014 г.
Данным Федеральным законом изменениям и дополнениям подвергнуты пять базовых законодательных актов:
- Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ;
- Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ;
- Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ;
- Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Комментируемым Федеральным законом в отечественное законодательство вводится новое понятие: "гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований".
Учитывая, что законодательством о воинской обязанности призывной возраст в Российской Федерации установлен с 18 до 27 лет, всех граждан России мужского пола, достигших 27-летнего возраста, можно разделить на две большие группы:
1) граждане, прошедшие (проходящие) военную службу;
2) граждане, не прошедшие военную службу.
В свою очередь, граждане, не прошедшие военную службу, подразделяются на две категории:
а) граждане, не прошедшие военную службу по призыву на законных основаниях;
б) граждане, не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (см. схему).
Классификация граждан Российской Федерации с точки зрения исполнения ими воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву
/--------------------------\
| Граждане мужского пола, |
| достигшие возраста 27 лет|
\--------------------------/
/----------------------\ | | /----------------------\
| граждане, прошедшие | | | |граждане, не прошедшие|
|(проходящие) военную |------/ \------| военную службу |
| службу | | |
\----------------------/ \----------------------/
/-------------------/
/----------------------\ | /----------------------\
|граждане, не прошедшие| | |граждане, не прошедшие|
|военную службу по при-|------/ | военную службу по |
|зыву на законных | | призыву, не имея на |
| основаниях | | то законных оснований|
\----------------------/ \----------------------/
К числу граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 27-летнего возраста, не прошедших военную службу по призыву на законных основаниях, согласно новой редакции Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" относятся:
1) граждане, освобожденные от призыва на военную службу:
- признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
- проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
2) граждане, воспользовавшиеся правом на освобождение от призыва на военную службу:
а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов;
3) граждане, не призванные на военную службу в связи с производством в отношении их дознания либо предварительного следствия или в связи с передачей в суд уголовного дела в отношении их;
4) граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в связи с признанием не годными к военной службе по состоянию здоровья;
5) граждане, не призванные на военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу;
6) граждане, не призванные на военную службу в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии.
Все остальные граждане, не относящиеся к перечисленным выше категориям, с 1 января 2014 г. будут официально именоваться "гражданами, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований". В частности, такой статус будут иметь молодые люди, которые до достижения 27-летнего возраста уклонялись от призыва на военную службу путем выезда на временное проживание за пределы Российской Федерации, выезда на другое место жительства в пределах России без извещения об этом военного комиссариата, неявки в военный комиссариат по вызовам, отказа от получения повестки и т.п. К этой же категории будут относиться граждане, не призванные на военную службу в связи с отбыванием наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, а также в связи с наличием неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления.
Важно заметить при этом, что статус "гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований" перечисленные выше лица будут приобретать не автоматически, а на основании специального заключения призывной комиссии, которое будет приниматься по достижении указанными лицами возраста 27 лет при зачислении их в запас. При этом, на основании указанного заключения призывной комиссии в документы воинского учета такого гражданина (в частности, в военный билет) будет вноситься запись о том, что он не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, будут определяться Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (внесение соответствующих дополнений в данное Положение следует ожидать до конца текущего года).
Какие правовые последствия будет влечь признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований?
Основное неблагоприятное для такого гражданина последствие будет заключаться в ограничении его права на поступление на государственную гражданскую службу и муниципальную службу и ее прохождение. Статья 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" дополнены нормами, которые устанавливают, что гражданин не может быть принят на гражданскую и муниципальную службу, а гражданский и муниципальный служащий не может находиться на гражданской и муниципальной службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Из указанных норм следует, что с 1 января 2014 г. граждане, у которых в документах воинского учета имеется запись о том, что они не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, будут получать отказ в случае подачи ими заявлений о поступлении на гражданскую или муниципальную службу. Кроме того, те граждане, которые поступили на гражданскую или муниципальную службу до достижения ими 27-летнего возраста, подлежат увольнению с такой службы в случае, если они в соответствии с заключением призывной комиссии будут признаны не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, гражданам, которые прошли военную службу по призыву или не прошли ее по законным основаниям, комментируемым Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ установлены преференции в поступлении на государственную гражданскую и муниципальную службу. Тем самым указанный Закон преследует две важные цели: во-первых, оградить государственный аппарат и органы местного самоуправления от лиц, которые незаконно уклонились от конституционной обязанности защищать Отечество; во-вторых, повысить престиж и значимость военной службы в обществе.
Еще одна преференция гражданам, прошедшим военную службу по призыву, заключается в предоставлении тем из них, которые имеют высшее образование, преимущественного права зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами. Соответствующие дополнения на этот счет внесены в ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в ст. 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Безусловно положительно оценивая рассматриваемый законодательный акт, следует обратить внимание на некоторые, на наш взгляд, противоречия, возникшие с его принятием. Дело в том, что Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ предусматривает, наряду с гражданской службой и военной службой, еще один вид государственной службы - правоохранительную службу. Однако в комментируемом Федеральном законе о правоохранительной службе не упоминается вовсе. В итоге получается, что обоснованно отказав гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в поступлении на государственную гражданскую службу и на муниципальную службу, законодатель одновременно не запрещает им поступать на службу, например, в органы внутренних дел, в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотиков, становиться судьями, прокурорами, следователями подразделений Следственного комитета Российской Федерации.
Вряд ли такое положение можно считать справедливым. В связи с изложенным представляется целесообразным законодательно установить запрет на поступление на правоохранительную службу лиц, не прошедших военную службу по призыву без законных на то оснований. В этих целях соответствующими нормами следует дополнить законы Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-I; "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. N 5473-I; федеральные законы "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I; "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ; "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, другие законодательные акты, регулирующие вопросы прохождения службы в правоохранительных органах.
Такое решение будет вполне законным и справедливым, будет служить цели повышения престижа и привлекательности военной службы по призыву.
В.М. Корякин,
доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Преференции (лат. praeferre, предпочитать) - преимущества, создающие особо благоприятный режим для отдельных субъектов права (Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 488).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок и правовые последствия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (комментарий к Федеральному закону от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ)
Авторы
В.М. Корякин - доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 10