Об оказании гражданам безвозмездной юридической помощи военными комиссариатами субъектов Российской Федерации
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение), установлено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подпунктом 40 п. 17 Положения к одной из основных задач военных комиссариатов отнесена реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам.
Решение задач по развитию правового государства, формированию гражданского общества и укреплению национального согласия в Российской Федерации невозможно без кардинального изменения отношения к верховенству закона, приоритету человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечению надежной защищенности публичных интересов. Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств*(1). На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние, в частности, следующие факторы:
1) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
2) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
3) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;
4) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики*(2).
Одной из мер государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения является обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем*(3).
К участникам государственной системы бесплатной юридической помощи относятся федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения (подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ). Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации как территориальные органы Министерства обороны Российской Федерации также являются участниками системы по оказанию бесплатной юридической помощи.
Статья 16 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь только в виде правового консультирования в устной и письменной форме. Правовая консультация - это совет специалиста в области права (юриспруденции), получение информации и справки правового (юридического) характера, обоснование правовых путей решения проблемы. При этом, такое консультирование может оказываться перечисленными выше участниками исключительно по вопросам, относящимся к их компетенции. Компетенция - это совокупность полномочий, которыми обладают или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям*(4).
Таким образом, ст. 16 вышеназванного Закона установлен прямой запрет на осуществление консультирования по вопросам, относящимся к сфере деятельности другого органа либо учреждения. Компетенция Минобороны России установлена Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082. Компетенция военного комиссариата субъекта Российской Федерации установлена Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. 1609. Правовое консультирование оказывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан. Основным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Данным Законом устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. На основании ст. 8 и ст. 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ и с учетом положений ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ об оказании правового консультирования только по вопросам, относящимся к компетенции федерального органа исполнительной власти, подведомственного ему учреждения, письменное обращение за бесплатной юридической помощью, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию одного из перечисленных субъектов, должно быть направлено в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов*(5).
Таким образом, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, являясь участниками системы по оказанию бесплатной юридической помощи населению, могут оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь только в виде правового консультирования в устной (письменной) форме и только по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства обороны Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в строгом соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609. При этом, мнение военного комиссариата субъекта Российской Федерации по правовым вопросам консультирования в рамках оказания бесплатной юридической помощи только тогда будет качественным, когда все работники военного комиссариата будут проходить правовое обучение систематически.
В Вооруженных Силах Российской Федерации правовое воспитание регламентировано приказом Министра обороны Российской Федерации "О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 29 мая 1999 г. N 333, которым утверждена Инструкция о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации, определяющая цели, задачи, организацию и основные формы правового обучения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Правовое обучение - это система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными задачами правового обучения являются:
- повышение уровня правового воспитания и правовой культуры военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;
- изучение нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, норм международного гуманитарного права, необходимых для осуществления служебной деятельности, реализации прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов установлены правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Организацию правового обучения и непосредственное руководство им в военных комиссариатах должны, на взгляд автора статьи, осуществлять военные комиссары и отделения по работе с гражданами при непосредственном участии подразделений юридической службы военных комиссариатов. По мнению автора настоящей статьи, в основу перечня правового минимума, который широко применялся бы для проверки знаний сотрудников военных комиссариатов, могли бы войти и нормативные правовые акты, по которым даются комментарии и разъяснения авторами Справочника работника военного комиссариата, изданного под общей редакцией начальника ГОМУ Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В.В. Смирнова*(6).
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения
военного комиссариата Чувашской Республики
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2013 г.
--------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 7 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. Пр-1168).
*(2) Пункт 12 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
*(3) Пункт 16 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
*(4) Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006
*(5) Остапенко А.С., Артемьев Е.В., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
*(6) См. более подробно: Справочник работника военного комиссариата / под общ. ред. В.В. Смирнова. М., 2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Об оказании гражданам безвозмездной юридической помощи военными комиссариатами субъектов Российской Федерации
Автор
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 10