Заработная плата гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации в 2013 году
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 с 1 декабря 2008 г. были введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки.
В Вооруженных Силах Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристической, оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации... а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. В результате предпринятых мер удалось увеличить заработную плату гражданского персонала (включая стимулирующие и компенсационные выплаты) на 20-30%.
За прошедшее с 2008 года время указанным выше работникам в 2010-2012 гг. увеличивали (а фактически индексировали) размеры должностных окладов (тарифных ставок) соответственно на 6%, 6,5% и 6,5%, в то время как только официальная инфляция за этот же период составила 38-40%. Таким образом, материальное положение гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации все эти годы неуклонно снижалось. В большинстве случаев средняя заработная плата гражданского персонала в настоящее время не превышает 10-15 тыс. руб., что существенно ниже средней заработной платы работников в других отраслях экономики.
13 января 2013 г. на заседании правительственной комиссии Министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу поднял вопрос о несправедливости в вопросе повышения заработной платы работникам по стране в целом и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в частности.
Глава военного ведомства указал, что в планах уже есть увеличение зарплаты работникам культуры, врачам, деятелям науки и образования. Однако до Министерства обороны Российской Федерации эти средства не дошли, хотя в военном ведомстве есть большой коллектив гражданских служащих - работников культуры, врачей, преподавателей военных образовательных учреждений.
13 февраля 2013 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было поручено Правительству Российской Федерации в течение пятнадцати дней решить вопрос повышения заработной платы работникам Министерства обороны Российской Федерации, относящимся к бюджетной сфере. В.В. Путин сказал, что "нужно рассмотреть вопрос по финансовому обеспечению повышения зарплаты работникам бюджетных организаций, которые подведомственны Министерству обороны Российской Федерации"*(1).
Две недели прошли, прошел месяц, второй и, наконец, на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации*(2) появился проект приказа Министра обороны о новой системе оплаты труда гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Документ предусматривает признание утратившим силу указанного выше приказа 2008 г. N 555, по которому региональные УФО Министерства обороны Российской Федерации начисляли зарплату гражданскому персоналу в воинских частях. Он разослан в воинские части, военные организации для обсуждения, сбора предложений, замечаний. Планировалось до 7 мая 2013 г. закончить его обсуждение, проверку на коррупциогенность, принять указанный нормативный правовой акт, зарегистрировать в Министерстве юстиции Российской Федерации и ввести в действие с 1 июля 2013 г. До настоящего времени (сентябрь 2013 г.) вопрос о повышении заработной платы гражданскому персоналу так и не решен.
Несмотря на ожидания работников, которые трудятся в Вооруженных Силах Российской Федерации, ни о каком повышении должностных окладов, тарифных ставок в приложениях к приказу (Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к приказу); Положение о системе оплаты труда гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к приказу); Положение о порядке формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к приказу) речи не идет.
В основном повысились должностные оклады (тарифные ставки) у руководителей, работников Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации. В большинстве других случаев просто округлили оклады. Например, у стрелка ВОХР он повысился на 2 руб. В некоторых случаях новые оклады стали меньше на несколько рублей. Так, преподаватель ВВУЗа, имеющий ученую степень кандидата наук, имел должностной оклад 10 130 руб., в проекте новых размеров должностных окладов он составил 10 120 руб.
В остальном же проект приказа Министра обороны Российской Федерации фактически повторяет ныне действующий приказ N 555 (и по размерам компенсационных и стимулирующих выплат, и по порядку формирования и использования годового фонда оплаты труда, и по другим вопросам).
Гражданский персонал активно обсуждает повышение окладов на 1-2 рубля на различных интернет-ресурсах, профсоюзы, созданные в Вооруженных Силах Российской Федерации, пытаются путем подготовки замечаний к проекту приказа Министра обороны Российской Федерации, участия в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не допустить принятия этого нормативного правового акта в предложенной редакции. Однако следует признать, что в настоящее время их влияние на Министерство обороны Российской Федерации в области регулировании социально-трудовых отношений минимальное. Соглашение на 2011-2013 гг. между профсоюзами и Министерством обороны Российской Федерации истекает в текущем году. А что дальше? Снова переписывание Трудового кодекса Российской Федерации в "новое" Соглашение?
Какие же существенные недостатки выявлены в ходе обсуждения проекта приказа Министра обороны Российской Федерации?
1. В проекте приказа не учтено, что в результате реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, которое выразилось в значительном сокращении их численности, особенно военнослужащих, объем выполняемых гражданским персоналом обязанностей вырос в 2-3 раза (это увеличение и нагрузки у преподавателей ВВУЗов, и количества обслуживаемых больных у медработников и т.д.). Повышения размеров заработной платы не произошло. Каких-либо надбавок к заработной плате за выполнение увеличенного объема работы, как правило, не выплачивается.
2. В проекте приказа периоды выплат стимулирующего характера (месяц, квартал, год) изложены в редакции, допускающей двоякое толкование, что является коррупциогенным фактором.
3. Стимулирующая выплата за сложность, напряженность и специальный режим работы установлена не для всех категорий работающих.
4. Недостаток средств фонда оплаты труда на выплату надбавки за выслугу лет работникам (3 должностных оклада), у которых реальный ее размер составляет 40%, в результате чего доплаты производятся за счет премиального фонда.
5. Отсутствие доплаты за руководство бригадой работникам, не освобожденным от основной работы.
6. Не решен в проекте приказа вопрос с повышением окладов на 50% за работу в воинских частях, учреждениях и организациях Черноморского флота, дислоцированных на территории Украины, в отличие от гражданского персонала воинских частей, организаций и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территориях других стран СНГ (республики Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан и государства Закавказья).
7. Районный коэффициент за работу в воинских частях, учреждениях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных в отдаленных местностях (1,4) ниже установленного в регионе (1,6).
8. Ежемесячные доплаты за присвоенные почетные звания установлены не для всех работников, имеющих указанные звания. Например, в высшем военно-учебном заведении не предусмотрена доплата для преподавателей, имеющих почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".
9. Большое число нарушений, несоответствий положениям трудового законодательства имеется по оплате труда членов экипажей судов обеспечения. Например, исключена из проекта приказа оплата труда за чистку танков и стирку белья, что может привести к невозможности выполнения судами обеспечения своих функций, необоснованно занижены оклады радиооператорам и радиотелеграфистам и др.
10. Требует доработки и приложение N 3 к проекту приказа - Положение о порядке формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в части вопросов финансового планирования, составления расчета годового фонда оплаты труда, порядка установления контрольных сумм финансирования на оплату труда и выделения лимитов бюджетных обязательств на расходы по заработной плате.
С учетом того что проект приказа Министра обороны Российской Федерации, регулирующий вопросы оплаты труда гражданского персонала, требует значительной переработки, гражданскому персоналу в текущем году можно ждать только индексации заработной платы на 5,5% в октябре 2013 г.
В.И. Ковалев,
кандидат юридических наук, доцент,
заслуженный юрист Российской Федерации,
почетный работник высшего профессионального
образования Российской Федерации
Т.В. Ломакина,
кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) URL: www.президент.Российской Федерации
*(2) URL: www.mil.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заработная плата гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации в 2013 году
Авторы
В.И. Ковалев - кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Т.В. Ломакина - кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 10