Новое в законе о бухучете
В конце прошлого года законодатели существенно подправили Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(1). При этом все изменения уже вступили в силу. Рассмотрим их подробнее.
Закон о бухучете действует чуть более года, однако в него уже внесено несколько изменений. Речь идет о следующих документах:
- Федеральном законе от 02.11.2013 N 292-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете";
- Федеральном законе от 21.12.2013 N 357-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральном законе от 28.12.2013 N 425-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части организации ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций".
Упрощенный бухгалтерский учет
Право на упрощенный учет
Право упрощенного способа ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено (ч. 4 ст. 6 Закона о бухучете):
1) субъектам малого предпринимательства;
2) некоммерческим организациям, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищностроительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в специальный реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента;
3) организациям, получившим статус участников проекта "Сколково".
Отметим, что ранее официально в этом списке были только компании, получившие статус участников проекта "Сколково" (ч. 4 ст. 6 Закона о бухучете в редакции, действовавшей до 03.11.2013).
Вместе с тем субъекты малого предпринимательства фактически использовали упрощенный бухучет. Подтверждением тому является информация Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства". Для них даже была принята упрощенная бухгалтерская отчетность (приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", далее - Приказ N 66н). При этом такие предприятия на законных основаниях были вправе не использовать некоторые положения о бухгалтерском учете (далее - ПБУ).
Также упрощенные способы ведения бухучета для малых предприятий предусмотрены п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в качестве одного из направлений государственной политики.
Отметим, что возможность упростить бухучет ранее была и у социально ориентированных некоммерческих организаций. Это следует из ряда ПБУ, которые они вправе не применять.
"Нормативка" по упрощенному учету
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральными стандартами (п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона о бухучете). Принятие указанных стандартов находится в ведении Минфина России (подп. 5.2.21 (1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства России от 30.06.2004 N 329).
Кстати, теперь уведомление о разработке федерального стандарта размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика только в Интернете, без предварительного опубликования в печатном издании (ч. 2 ст. 27 Закона о бухучете). Предварительный и доработанный проекты федерального стандарта также размещаются на официальном сайте разработчика, без обязательного опубликования в печатном издании (ч. 3 и 7 ст. 27 Закона о бухучете).
К сведению. Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности разработаны НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России". 17 сентября 2013 г. они рекомендованы к применению Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, образованной Минфином России*(2). С Рекомендациями можно ознакомиться на официальном сайте НП "ИПБ России"*(3).
Минфин России в письме от 27.12.2013 N 07-01-06/57795 уточнил, что до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности могут применяться:
- субъектами малого предпринимательства и коммерческими организациями-участниками проекта "Сколково" - формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением N 5 к Приказу N 66н;
- некоммерческими организациями и некоммерческими организациями-участниками проекта "Сколково" - формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением N 6 к Приказу N 66н.
Ведение упрощенного бухгалтерского учета
Теперь руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, может принять ведение бухгалтерского учета на себя (ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете).
В прежней редакции таким правом наделялись лишь руководители субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете в редакции, действовавшей до 01.01.2014).
Перераспределение ответственности
Как и раньше, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона о бухучете).
Теперь уточнено, что лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу "первички" для регистрации содержащихся в ней данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. При этом лицо, на которое возложено ведение бухучета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (ч. 3 ст. 9 Закона о бухучете).
Мнимые и притворные объекты учета
Введены понятия мнимого и притворного объектов бухгалтерского учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида, в т.ч. неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни. Не являются мнимыми объектами резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание (ч. 2 ст. 10 Закона о бухучете).
Под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его, в т.ч. притворные сделки (ч. 2 ст. 10 Закона о бухучете).
К сведению. Мнимая сделка - это сделка, которая совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Притворная сделка - это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в т.ч. сделку на иных условиях. Мнимые и притворные сделки ничтожны (ст. 170 ГК РФ).
Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляют не имевшие места факты хозяйственной жизни, в т.ч. лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете).
Предпринимателей еще раз освободили от бухучета
Согласно прежней редакции п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о бухучете индивидуальные предприниматели могли не вести бухучет, если в соответствии с законодательством они вели учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения.
Указанная формулировка позволяла абсолютно всем индивидуальным предпринимателям не вести бухгалтерский учет и, соответственно, не представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность. Дело в том, что при любой системе налогообложения предприниматели ведут налоговый учет:
- при ОСН - учитывают доходы и расходы в специальной книге (п. 2 ст. 54 НК РФ и Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002);
- при УСН - учитывают доходы и расходы в специальной книге (ст. 346.24 НК РФ);
- при ЕНВД - учитывают физические показатели для расчета налога (п. 2 и 9 ст. 346.29 НК РФ);
- при ЕСХН - учитывают доходы и расходы в специальной книге (п. 8 ст. 346.5 НК РФ);
- при патентной системе налогообложения - учитывают доходы в специальной книге (п. 1 ст. 346.53 НК РФ).
С этим соглашались и чиновники (письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-11-11/87, от 23.10.2012 N 03-11-11/324, от 27.08.2012 N 03-11-11/257, информационное сообщение Минфина России "Об изменениях в специальных налоговых режимах").
Тем не менее наиболее уязвимая позиция была у лиц, применяющих ЕНВД. Ведь в этом случае предприниматели учитывают не доходы/расходы либо объекты налогообложения, а физические показатели. Чиновники целый год уверяли, что предприниматели-"вмененщики" могут не вести бухгалтерский учет (письма Минфина России от 31.01.2013 N 03-11-10/1925, от 23.10.2012 N 03-11-11/324, от 05.09.2012 N 03-11-11/267, от 17.08.2012 N 03-11-11/249, ФНС России от 21.08.2012 N ЕД-4-3/13838@). Однако в законодательстве это прямо прописано не было.
Теперь законодатель исправил данное упущение. В п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о бухучете добавлено, что не вести бухучет имеют право предприниматели, которые ведут учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Если отчетность подлежит аудиту
Часть поправок касается отчетности, которая подлежит обязательному аудиту. При представлении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. На это указано в ч. 2 ст. 18 Закона о бухучете.
Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс (ч. 3 ст. 18 Закона о бухучете).
О. Егоркина,
бухгалтер-консультант аудиторской компании "Визавис"
"Налоговый учет для бухгалтера", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее - Закон о бухучете.
*(2) Раздел "Официальная информация" от 11.12.2013 сайта Минфина России (http://www.minfin.ru/ru/index.php?id_56=20582).
*(3) Раздел "Бухгалтерский учет" сайта НП "ИПБ России" (http://www.ipbr.org/accounting/small-businessaccounting-recommendations) .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru