Соотношение международного и национального права: опыт Испании
Автором рассмотрено развитие испанского законодательства о соотношении международного и национального права, а также основные позиции испанской науки международного права. Особое внимание уделено публикации договора и определению места договоров в правовой системе Испании.
Каково "испанское измерение" концепции взаимодействия международного и национального права? Исследования по этому вопросу принято делить на две группы: опубликованные до принятия Конституции 1978 г.*(1) и после этого*(2).
В соответствии со ст. 65 Конституции 1931 г. все международные соглашения, ратифицированные Испанией и зарегистрированные в Лиге Наций, имеют характер международного права и рассматриваются в качестве составной части испанского законодательства, которое должно соответствовать тому, что в них установлено*(3). Как указывает Р.П. Редондо, "это была система автоматического принятия международных соглашений, она была монистической"*(4).
Долгое время в Испании не было специального нормативного акта, регулирующего заключение, исполнение и прекращение международных договоров*(5). Наконец, в 1962 г. Совет государства (во главе с Франко) утвердил иерархию актов в правовой системе Королевства: "Нормы, содержащиеся в международном соглашении, действуют без необходимости быть обнародованными внутри государства как его внутренний закон"*(6).
В 1972 г. был принят Декрет 801/1972 о деятельности администрации по выполнению международных договоров*(7). В нем предусмотрена обязательная публикация международных соглашений. В силу ст. 2 Декрета "юридические нормы, содержащиеся в международных соглашениях, не будут применяться в Испании, если они не опубликованы в Официальном бюллетене государства".
В 1974 г. на основании Декрета 801/1972 была проведена реформа ГК*(8). Декретом 1836/1974 одобрен текст, изменяющий Предварительную главу ГК*(9). В ГК Испании была включена ст. 1.5: правовые нормы, содержащиеся в международных договорах, не имеют прямого применения в Испании, пока они не стали частью внутреннего правопорядка посредством публикации в Официальном бюллетене государства.
После смерти Франко в Испании была сформирована Конституционная комиссия, которая работала над проектом Конституции, вынесенным на референдум. 6 декабря 1978 г. проект получил одобрение абсолютного числа граждан, имеющих право голоса. Конституция Испании вступила в силу после подписания ее королем.
В Конституции 1978 г.*(10) международному праву посвящена специальная глава "О международных договорах". В ст. 93-96 подробно регламентировано место международного права в правопорядке Испании. Как подчеркивает К. Сальседо, "предварительный проект Конституции содержал положение, согласно которому соглашения имели бы во внутреннем правопорядке "иерархию, превышающую иерархию законов"*(11). Однако специалисты в области административного права возражали против такого подхода. В результате Конституция не установила приоритета норм международных договоров перед законами*(12).
Согласно ст. 93 Конституции Генеральным кортесам или Правительству в соответствии с органическим законом предоставляется право заключения договоров, передающих международным организациям или учреждениям осуществление полномочий, не противоречащих Конституции. В каждом случае законом возлагается обязанность обеспечивать исполнение договоров или документов, исходящих от международных организаций, уполномоченных упомянутым правом. Это конституционное положение, как пишет С. Легидо, закрепляет юридическую базу для включения норм международного права в правовую систему Испании*(13).
В силу ст. 96(1) Конституции действующие международные договоры, официально опубликованные в Испании, являются составной частью внутреннего правопорядка. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены в порядке, предусмотренном в самих договорах, или в соответствии с общими нормами международного права. Это основное предписание, закрепляющее механизм имплементации норм международного права в правовую систему Королевства. А.Р. Бротонс пишет: "авторы Конституции могли бы выбрать более точную редакцию. В любом случае, в зависимости от природы публикации, будет преувеличением предполагать, что ст. 96 Конституции закрепляет механизм специального принятия. Очень сложно получить публикацию в качестве формального акта преобразования договора во внутреннее право, хотя это упростило применение его положений"*(14).
После принятия Конституции, по мнению Р.К. Райгона, в дискуссии о дуализме и монизме перестали звучать радикальные высказывания, сегодня преобладают более умеренные взгляды*(15).
В целом в современной испанской науке сформировалось несколько групп авторов, которые придерживаются различных точек зрения по вопросу о соотношении международного права и права Испании.
Первая группа авторов продолжает историческую традицию, характеризуя систему принятия договорных норм как классическую монистическую. Так, Р.П. Редондо указывает, что из интерпретации ст. 1.5 ГК и ст. 96 Конституции следует монистическое положение: международное соглашение, подписанное испанским правительством, с момента его вступления в силу автоматически становится частью внутреннего испанского права и, следовательно, прямым его источником*(16).
Вторая группа ученых рассматривает испанскую систему принятия международных соглашений как умеренно монистическую, что подтверждается, по мнению А.М. Мартина, ст. 96 Конституции Испании. Исследователь пишет, что хотя этот монизм и "умеренный", все равно требуется официальная публикация соглашения, поскольку нельзя допустить расхождения между международным и внутригосударственным действием нормы. Вследствие этого договор должен быть официально опубликован до его вступления в силу или одновременно с ним. Однако, к сожалению, договоры редко публикуются в соответствии с датой вступления в силу, установленной международным договором*(17). Этой позиции придерживается и Х. Пьернас*(18).
К третьей группе относятся авторы, которые определяют испанскую систему как умеренно дуалистическую. Так, по мнению С.Г. Эспада и М.Х.С. Мортал, в ст. 96 Конституции и ст. 1.5 ГК прослеживается мысль о том, что только публикация международного договора способствует включению его норм в испанское право*(19). П. Ридруэхо пишет: "С реформы Предварительной главы ГК испанская система превратилась в "умеренную и обоснованную дуалистическую". "Дуалистическая", потому что она требует особого акта получения, без которого соглашение остается бродить, как душа на пороге неба. "Умеренный и обоснованный" потому что требуется только акт, такой же простой, как и акт официальной публикации договора"*(20).
Четвертая группа исследователей не считает испанскую систему ни монистической, ни дуалистической. Как отмечает И.Г. Кампос, сегодня большинство испанских ученых не придерживаются четкой дихотомии "монизм - дуализм", а фокусируют внимание на системе принятия соглашения (автоматического либо специального). В то же время эти ученые предлагают два основных подхода.
1. Действующая в Испании правовая система характеризуется как "система автоматического принятия". Так, Ф.М.М. Менендез, обращая внимание на то, что нормы соглашения должны исполняться органами испанского государства, как только оно вступает в силу на международном уровне, утверждает, что публикация соглашения не только не "преобразует" его нормы (которые продолжают подчиняться юридической международной системе) в нормы внутреннего права, но и не является условием обязательности соглашения для испанского государства и для его органов*(21).
2. Действующая в Испании правовая система рассматривается как "система специального принятия". Так, А.Р. Каррион указывает на то, что испанское законодательство продолжает представлять собой систему специального принятия для внедрения договорных норм в национальное право. Это регулируется ст. 96 Конституции*(22). Кроме того, он пишет: "...публикация образует в нашем правопорядке условие для прямого применения норм, содержащихся в международных соглашениях, из-за того, что они стали частью испанского правопорядка"*(23). Сходного мнения придерживаются Х. Руис и К. Дауди: официальная публикация в Испании принятых соглашений означает, что они становятся "частью внутреннего правопорядка". При этом соглашения, не преобразовываясь во внутригосударственное право, оказываются применимыми для урегулирования внутренних правоотношений*(24).
Пятая группа исследователей - это "координаторы"*(25). Ф. Томас использует для испанской правовой системы определение "гибрид", отмечая сложность механизма имплементации международных норм, и заявляет: "В нашей системе принятие - прямое, а не автоматическое, поскольку не является необходимым преобразование международной нормы во внутренний закон". Исследователь также пишет о том, что без официальной публикации нет ни включения норм международных соглашений в испанскую систему, ни их прямого применения. Это подчеркнул Конституционный суд в решении STC 141/1998. Согласно указанному решению*(26) неопубликованное соглашение не составляет часть испанского правопорядка (ст. 96(1) Конституции) и, следовательно, не может быть применимо к частному лицу ни административными органами, ни судом. При этом нельзя ссылаться на другие документы в доказательство существования и действительности договора, поскольку это нарушало бы принцип публичности (ст. 9(3) Конституции Испании*(27)) и гарантии, свойственные правовому государству.
Итак, в испанской доктрине нет единого мнения о концепции соотношения международного и национального права. Вместе с тем можно заметить, что спор касается главным образом двух моментов*(28):
1) роль публикации договоров в механизме взаимодействия международного и национального права. Как указывает А.Р. Каррион, у публикации тройной смысл: во-первых, она завершает процесс принятия договора; во-вторых, включает положения соглашения в испанский правопорядок; в-третьих, позволяет ознакомиться с положениями договора как государственным, так и частным лицам, санкционируя его применение на всех уровнях*(29).
Как подчеркивает П.А.С. де Санта Мария, публикация - обязательное условие действия договора. Содержание соглашения должно быть ясно изложено. Публикация должна быть официальной, полной, идентичной оригиналу на момент вступления в силу договора и надлежаще оформленной*(30). По мнению Р.П. Редондо, публикация должна быть "полной, официальной и синхронной"*(31). П. Ридруэхо подчеркивает: "...желательно, чтобы публикация производилась одновременно с принятием имплементационного закона"*(32).
Таким образом, законодатель Испании и ученые отводят публикации договора важную роль, обусловливающую возможность применения его норм;
2) место международных соглашений в испанском праве. По этому вопросу испанская юриспруденция по большей части единодушна, хотя, как пишет М.И.Т. Казорла, "текст Конституции мог бы быть яснее"*(33).
Как замечают П. Ридруэхо и П. Паломар, тексты ст. 95, 96 и 9.3 Конституции и практика их применения позволяют определить положение международных договоров в иерархии актов в испанской правовой системе: "Соглашения всегда преобладают над законами, независимо от того, когда они были приняты, но Конституция будет всегда преобладать над соглашениями. Договоры находятся где-то между Конституцией и законами"*(34).
Это доктринальное положение подкрепляется ссылками на многочисленные решения высших судебных органов. Так, в решении Верховного суда Испании от 22 мая 1989 г. специально подчеркивалась невозможность упразднения внутренней нормой (даже нормой органического закона) положений "предыдущего" договора. Решение Верховного суда от 12 февраля 2009 г. гласит: противоречие, которое может возникнуть между национальным правом и международным договором, будет выступать исключительно вопросом права, применимого в конкретном случае, и разрешится при применении принципа первенства международных договоров (ст. 96 Конституции)*(35).
Вместе с тем по вопросу о соотношении норм Конституции и международных договоров высшие суды Испании не всегда занимают однозначную позицию. Так, в решении Верховного суда от 7 июля 2000 г.*(36) указано, что Договор между Испанией и Святым Престолом 1979 г. имеет приоритет перед Конституцией. Решение Верховного суда от 10 декабря 2001 г.*(37) аналогично определяет место указанного Договора в системе испанского права.
Мнения ученых о месте Договора с Ватиканом в правовой системе Испании разделились. Так, П. Ридруэхо и П. Паломар считают позицию Верховного суда "очевидной ошибкой"*(38). А.М. Мартин придерживается иной точки зрения и считает, что "международные договоры имеют нормативный ранг, превосходящий Конституцию".
Очевидно, что споры о договоре с Ватиканом носят более политический (учитывая конфессиональный характер испанского общества), нежели юридический характер. Как пишет Ф.М.М. Менендез*(39), положения международного договора не могут иметь приоритет перед положениями Конституции, если в нем это специально не закреплено и если КС Испании не признал такое соотношение законным.
Если относительно места международных норм в испанской правовой системе особых споров не ведется (за исключением дискуссий о Договоре 1979 г.), то по поводу юридических оснований такой иерархии мнения ученых расходятся.
Так, В. Санчес и Г. Кастильо считают, что в отношении международных норм применяется принцип lex specialis. Данная точка зрения представляется предпочтительной.
Другие ученые исходят из принципа компетенции. Например, E.Г. де Энтерриа и T.-Р. Фернандес утверждают, что та сфера, которую охватывает действие договоров, подписанных в Испании, остается автономной и предназначена для особого судебного обращения, свойственного международному праву*(40). По мнению указанных авторов, этот вопрос разрешается в ч. 1 ст. 95 Конституции: для принятия международного соглашения, которое содержит противоречащие Конституции положения, требуется предварительная реформа Конституции*(41). Таким образом, в испанской науке при совпадении мнения о приоритете международных договоров перед внутренними законами остается открытым вопрос о юридических основаниях этого приоритета. Он решается по-разному в зависимости от интерпретации конституционного текста.
Так какая концепция соотношения международного и национального права принята в Испании? В испанской науке нет единого мнения на этот счет. Основное внимание ученых фокусируется на системе принятия Испанией международных договоров (автоматической либо специальной).
Анализ законодательства и правоприменительной практики показывает, что в целом Испания придерживается умеренной монистической концепции соотношения международного и внутригосударственного права*(42). Международные договоры Испании после их опубликования становятся частью внутреннего правопорядка страны. Нормы, содержащиеся в международных договорах, не могут напрямую применяться в Испании, пока они не стали частью правопорядка путем публикации в Официальном бюллетене государства. В Испании признается приоритет международных соглашений перед национальными законами. В случае коллизии с национальным правом применяется международное соглашение. Однако положения Конституции имеют приоритет перед международными нормами, включая нормы европейского права.
Список литературы
Brotons A. R. Las Cortes y la politica exterior espanola (1942-1976). Con especial referencia a su participacion en la conclusion de los tratados internacionales. Valladolid, 1977.
Brotons A. R. The Spanish Constitution and International Law // IX Spanish Yearbook of international Law. 2003.
Brotons А. R. Articulo 96. Tratados internacionales como parte del ordenamiento interno. Comentarios a la Constitucion Espanola, O. Alzaga. Edersa, 2006. Т. VII.
Campos J. D. G. Comentarios a las reformas del Codigo Civil. El nuevo Titulo Preliminar del Codigo y la Ley de 2 de mayo de 1975. Madrid, 1977.
Campos J. D. G., Rodriguez L. I. S., Santa Maria P. A. S. de. Curso de Derecho Internacional Publico. Madrid, 2008.
Carrion A. J. R. Derecho Internacional Penal y Derecho Penal Internacional. Pacis Artes / Obra homenaje al Profesor J. D. Gonzalez Campos. Madrid, 2005. T. I.
Carrion A. J. R. Lecciones de Derecho Internacional Publico. Madrid, 2006.
Carrion A. J. R. Regulacion de la actividad internacional del Estado en la Constitucion // Revista de Derecho Politico. 1982. N 15.
Codigo Civil // URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Privado/cc.html.
Consejo de Estado. Recopilacion de doctrina legal. Madrid, 1961.
Constitucion de la Republica Espanola // Gaceta de Madrid. 1931. N 344. Р. 1583.
Decreto 1836/1974, 31 Mayo. Texto articulado del Titulo Preliminar del Codigo Civil // URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/d1836-1974.html.
Decreto 801/1972, de 24 de marzo, sobre ordenacion de la actividad de la Administracion del Estado en materia de Tratados Internaciones // BOE. N 85. 1972. P. 6264-6267.
Enterria E. G. de, Fernandez T.-R. Curso de Derecho Administrativo. 14а ed. Madrid, 2008. Vol. I.
Espada C. G., Mortal M. J. C. El Derecho Internacional en la encrucijada. Curso general de Derecho Internacional Publico. Madrid, 2008.
La Constitucion espanola de 1978 // URL: http://www.congreso.es/consti/constitucion/indice/index.htm.
Legido S. Las relaciones entre el drecho comunitario y el derecho interno en la jurisprudencia del Tribunal Constitucional // Revista Espanola de Derecho Constitucional. 1991. N 11.
Ley sobre la celebracion de tratados // URL: http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/doc/216.doc.
LIII REDI (2001-l y 2). P. 351.
Llorens J. C. Los tratados internacionales como fuente directa del ordenamiento juridico en el articulo 96 de la Constitucion espanola // Estudios en homenaje al Profesor Diego Sevilla Andres. Historia, Politica y Derecho. Valencia, 1984.
LXII REDI (2010-1). Р. 157-159.
Martin A. M. Cuestiones de Derecho internacional publico en la Constitucion espanola de 1978 // Revista de la Facultad de Derecho de la Universidad Complutense. 1980. N 61.
Martin A. M. Instituciones de Derecho Internacional Publico / M. Diez de Velasco. 17 ed. Madrid, 2009.
Menendez F. M. M. Derecho Internatcional Publico. Parte General. Madrid, 1999.
Piernas C. J. Introduccion al derecho internatcional publico. Practica de Espana y de la Union Europea. Madrid, 2011.
Raigon R. C. Derecho Internacional. Parte General. Madrid, 2012.
Redondo R. P. La recepcion, publicacion y rango normativo de los tratados internacionales en el ordenamiento juridico espanol // Revista juridica de Catalunya. 1991. N 4.
Ridruejo J. A. P. Curso de Derecho Internacional Publico y Organizaciones Internacionales. 16th ed. Madrid, 2012.
Ridruejo J. A. P. La estipulacion y la eficacia interna de los tratados en el derecho espanol // Revista Espanola de Derecho Internacional. 1964. N 17.
Ridruejo J. A. P., Palomar А. P. Public International Law before Spanish Domestic Courts // The Legal Practice in International Law and European Community Law. A Spanish Perspective. Leiden; Boston, 2007.
Rodriguez L. I. S. El proceso de celebracion de los tratados internacioonales y su eficacia interna en el sistema constitucional espanol (Teoria y practica). Madrid, 1984.
Ruiz J. J., Daudi M. C. Lecciones Derecho Internacional Publico. Valencia, 2011.
Salcedo J. A. C. Curso de Derecho Internacional Publico. Madrid, 1991.
Santa Maria P. A. S. de. Sistema de Derecho Internacional Publico. Navarra, 2012.
Sentencia 141/1998, de 29 de junio de 1998. Contra Autos de la Sala de lo Penal de la Audiencia Nacional que declararon procedente la extradicion del recurrente, solicitada por las autoridades italianas para la ejecucion de las penas impuestas al mismo. Vulneracion del derecho a un proceso con todas las garantias: exigencia de publicidad de las normas aplicadas // URL: http://ocw.um.es/cc.-juridicas/derecho-internacional-publico-1/ejercicios -proyectos-y-casos1/ capitulo4/documento-2-stc-141-1998.pdf/view.
Sentencia de TS, Sala 2а, de lo Penal, 10 de Diciembre de 2001 // URL: http://supremo.vlex.es/vid/imprudencia-comision-omision-b-c-15212884.
Бирюков П.Н. История формирования правовой системы Испании // Актуальные проблемы государства и права / отв. ред. П.Н. Бирюков. Воронеж, 2013. Вып. 6-7.
Бирюков П.Н. Международное право: учеб. для бакалавров. 6-е изд. М., 2013.
И.И. Бригадин,
аспирант Воронежского государственного университета (Воронеж)
"Российский юридический журнал", N 1, январь-февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ridruejo J. A. P. La estipulacion y la eficacia interna de los tratados en el derecho espanol // Revista Espanola de Derecho Internacional. 1964. N 17. Р. 39-59; Campos J. D. G. Comentarios a las reformas del Codigo Civil. El nuevo Titulo Preliminar del Codigo y la Ley de 2 de mayo de 1975. Madrid, 1977. Р. 86-93; Brotons A. R. Las Cortes y la politica exterior espanola (1942-1976). Con especial referencia a su participacion en la conclusion de los tratados internacionales. Valladolid, 1977. Р. 78-131.
*(2) Martin A. M. Cuestiones de Derecho internacional publico en la Constitucion espanola de 1978 // Revista de la Facultad de Derecho de la Universidad Complutense. 1980. N 61. Р. 143-184; Carrion A. J. R. Regulacion de la actividad internacional del Estado en la Constitucion // Revista de Derecho Politico. 1982. N 15. Р. 95-118; Rodriguez L. I. S. El proceso de celebracion de los tratados internacioonales y su eficacia interna en el sistema constitucional espanol (Teoria y practica). Madrid, 1984; Llorens J. C. Los tratados internacionales como fuente directa del ordenamiento juridico en el articulo 96 de la Constitucion espanola // Estudios en homenaje al Profesor Diego Sevilla Andres. Historia, Politica y Derecho. Valencia, 1984. P. 207-220.
*(3) Gaceta de Madrid. 1931. N 344. Р. 1583.
*(4) Redondo R. P. La recepcion, publicacion y rango normativo de los tratados internacionales en el ordenamiento juridico espanol // Revista juridica de Catalunya. 1991. N 4. Р. 923.
*(5) Бирюков П.Н. История формирования правовой системы Испании // Актуальные проблемы государства и права / отв. ред. П.Н. Бирюков. Воронеж, 2013. Вып. 6-7. С. 5-10.
*(6) Consejo de Estado. Recopilacion de doctrina legal. Madrid, 1961. Р. 228.
*(7) Decreto 801/1972, de 24 de marzo, sobre ordenacion de la actividad de la Administracion del Estado en materia de Tratados Internaciones // BOE. N 85. 1972. P. 6264-6267. Декрет выполняет в Испании роль, аналогичную роли федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (1995 г.).
*(8) Codigo Civil // URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Privado/cc.html.
*(9) URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/d1836-1974.html.
*(10) URL: http://www.congreso.es/consti/constitucion/indice/index.htm.
*(11) Salcedo J. A. C. Curso de Derecho Internacional Publico. Madrid, 1991. Р. 158.
*(12) Ridruejo J. A. P., Palomar А. P. Public International Law before Spanish Domestic Courts // The Legal Practice in International Law and European Community Law. A Spanish Perspective. Leiden; Boston, 2007. Р. 528.
*(13) Legido S. Las relaciones entre el drecho comunitario y el derecho interno en la jurisprudencia del Tribunal Constitucional // Revista Espanola de Derecho Constitucional. 1991. N 11. Р. 184.
*(14) Brotons А. R. Articulo 96. Tratados internacionales como parte del ordenamiento interno. Comentarios a la Constitucion Espanola, O. Alzaga. Edersa, 2006. Т. VII. Р. 624.
*(15) Подробнее см.: Raigon R. C. Derecho Internacional. Parte General. Madrid, 2012. P. 226.
*(16) Redondo R. P. Op. cit. P. 924-925.
*(17) Martin A. M. Instituciones de Derecho Internacional Publico / M. Diez de Velasco. 17 ed. Madrid, 2009. Р. 248-249.
*(18) Piernas C. J. Introduccion al derecho internatcional publico. Practica de Espana y de la Union Europea. Madrid, 2011. Р. 149-150.
*(19) Статья 4.2 закона о международных договорах Мексики гласит: "Соглашения, для того чтобы стать обязательными на территории государства, должны быть заблаговременно опубликованы в Официальном бюллетене Федерации" (URL: http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/doc/216.doc).
*(20) Espada C. G., Mortal M. J. C. El Derecho Internacional en la encrucijada. Curso general de Derecho Internacional Publico. Madrid, 2008. Р. 277-278.
*(21) Menendez F. M. M. Derecho Internatcional Publico. Parte General. Madrid, 1999. Р. 572-573.
*(22) Carrion A. J. R. Lecciones de Derecho Internacional Publico. Madrid, 2006. Р. 247.
*(23) Carrion A. J. R. Derecho Internacional Penal y Derecho Penal Internacional. Pacis Artes / Obra homenaje al Profesor J. D. Gonzalez Campos. Madrid, 2005. T. I. Р. 563-564.
*(24) Ruiz J. J., Daudi M. C. Lecciones Derecho Internacional Publico. P. 474.
*(25) Подробнее см.: Ridruejo P. Curso de Derecho Internacional Publico y Organizaciones Internacionales. 16th ed. Madrid, 2012. P. 168-169; Santa Maria P. A. S. de. Sistema de Derecho Internacional Publico. Navarra, 2012. Р. 211-213.
*(26) URL: http://ocw.um.es/cc.-juridicas/derecho-internacional-publico-1/ejercicios -proyectos-y-casos1/capitulo4/documento-2-stc-141-1998.pdf/view.
*(27) Статья 9.3 Конституции гарантирует принцип законности, иерархию норм, публичность норм, отсутствие обратной силы неблагоприятных или ограничивающих права индивидов норм, правовую безопасность, ответственность и запрещение произвола со стороны органов государственной власти.
*(28) Brotons A. R. The Spanish Constitution and International Law // IX Spanish Yearbook of international Law. 2003. Р. 33-45; Campos J. D. G., Rodriguez L. I. S., Santa Maria P. A. S. de. Curso de Derecbo Internacional Publico. Madrid, 2008. Р. 333-334.
*(29) Carrion A. J. R. Lecciones de Derecho Internacional Publico. Р. 247.
*(30) Santa Maria P. A. S. de. Op. сit. Р. 218.
*(31) Paniagua R. R. La recepcion... Р. 929-930.
*(32) Ridruejo J. A. P. Op. сit. P. 179.
*(33) Cazorla M. I. T. Op. cit. Р. 661.
*(34) Ridruejo J. A. P., Palomar P. Оp. сit. Р. 530.
*(35) LXII REDI (2010-1). Р. 157-159.
*(36) LIII REDI (2001-l y 2). P. 351.
*(37) URL: http://supremo.vlex.es/vid/imprudencia-comision-omision-b-c-15212884.
*(38) Ridruejo J. A. P., Palomar A. P. Ор. cit. P. 529.
*(39) Menendez F. M. M. Op. cit. P. 573.
*(40) Enterria E. G. de, Fernandez T.-R. Curso de Derecho Administrativo. 14а ed. Madrid, 2008. Vol. I. Р. 156.
*(41) Ibid.
*(42) Бирюков П.Н. Международное право: учеб. для бакалавров. 6-е изд. М., 2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соотношение международного и национального права: опыт Испании
Автор
И.И. Бригадин - аспирант Воронежского государственного университета (Воронеж)
"Российский юридический журнал", 2014, N 1