Минфин считает, что в налоговом учете можно признать расходы на аудит любой отчетности
Необходимость аудита отчетности по МСФО все-таки нужно подтвердить. Если расходы на повторный аудит обоснованны, их учесть можно. "Упрощенец" включает в расходы еще и НДС, предъявленный аудитором.
В Налоговом кодексе указано, что при расчете налога на прибыль организация вправе учесть расходы на аудиторские услуги (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Никаких дополнительных условий для отражения этих расходов непосредственно в НК РФ не предусмотрено. Казалось бы, если организация провела аудит своей бухгалтерской или финансовой отчетности, она вправе признать расходы на него.
Однако налоговики на местах нередко утверждают, что расходы на некоторые виды аудита, например на аудит отчетности по МСФО, могут признавать лишь те компании, которые обязаны составлять такую отчетность. Минфин России в течение многих лет придерживался такой же точки зрения, но в последние годы стал более лояльно относиться к учету подобных расходов. Проанализируем разъяснения этого ведомства по данной теме.
Аудит отчетности по МСФО не относится к аудиторским услугам, поэтому расходы на него следует отражать в составе прочих
По мнению Минфина России, аудит отчетности, составленной по международным или иностранным национальным стандартам (например, по МСФО, US GAAP или UK GAAP), не относится к аудиторским услугам. Ведь аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской или финансовой отчетности аудируемого лица, предусмотренной федеральным законодательством РФ о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", далее - Закон об аудите). Эта отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Исходя из указанных определений, Минфин России пришел к выводу, что в составе расходов на аудиторские услуги организации не вправе признавать расходы на аудит отчетности по МСФО (письма от 04.09.12 N 03-03-06/1/462, от 20.11.09 N 03-03-06/2/227 и от 13.03.09 N 03-03-06/1/137). Впрочем, ведомство разрешает отражать такие расходы как прочие (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Правда, во всех письмах сделана оговорка о том, что эти расходы должны быть экономически обоснованны и отвечать другим требованиям статьи 252 НК РФ (см. врезку справа).
Обратите внимание! В каких случаях Минфин считает расходы на аудит отчетности по МСФО обоснованными
Проанализировав письма ведомства, можно сделать вывод, что организация вправе учесть расходы на аудит отчетности, составленной по международным стандартам, в частности, в следующих случаях:
- если она готовит такую отчетность по требованию иностранного банка, который выдал ей долгосрочный валютный кредит (письмо Минфина России от 20.06.06 N 03-03-04/1/535);
- размещает собственные акции на иностранных фондовых рынках, например на Лондонской фондовой бирже. При этом компания обязана подтвердить, что одним из условий допуска к торгам является представление финансовой отчетности, составленной по международным стандартам и подтвержденной независимыми аудиторами (письмо Минфина России от 14.01.08 N 03-03-06/1/6);
- такую отчетность требуют от компании ее иностранные акционеры, составляющие консолидированную отчетность по МСФО (письма Минфина России от 16.10.07 N 03-03-06/1/719, от 25.09.07 N 03-03-06/1/695, от 26.06.07 N 03-03-06/1/413 и от 23.01.07 N 03-03-06/1/28);
- организация напрямую или опосредованно является дочерней по отношению к компании, которая формирует отчетность по МСФО (письма Минфина России от 20.11.09 N 03-03-06/2/227 и от 18.12.07 N 03-03-06/1/871);
- компания является структурным подразделением холдинга, например банковского, в рамках которого составляется консолидированная отчетность по МСФО (письма Минфина России от 04.09.12 N 03-03-06/1/462, от 06.06.08 N 03-03-06/2/66 и от 23.05.07 N 03-03-06/1/300).
В перечисленных случаях организация вправе признать в налоговом учете не только расходы на проведение аудита отчетности по МСФО, но также и расходы на ее составление по этим стандартам.
Получается, если организация не сможет объяснить, зачем она составляла отчетность по международным стандартам и затем проверяла ее достоверность, налоговики, скорее всего, все равно исключат расходы на ее аудит как экономически необоснованные.
Можно учесть расходы на аудит бухгалтерской отчетности, даже если не обязаны были его проводить
Бухгалтерская отчетность большинства российских организаций не подлежит обязательному аудиту (см. врезку на с. 72). Тем не менее многие компании все-таки проводят такую проверку по собственной инициативе, стремясь своевременно выявить ошибки в учете и удостовериться в правильности составления отчетности.
Буква закона. Отчетность ООО, выручка которых за год превысила 400 млн. руб., подлежит аудиту
В принципе проводить аудит своей бухгалтерской отчетности обязаны лишь крупные, а также публичные компании. Минфин России ежегодно готовит и размещает на сайте www.minfin.ru перечень видов таких организаций.
Итак, бухгалтерская отчетность компании за 2013 год подлежит обязательному аудиту, если выполняется хотя бы одно из следующих условий (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона об аудите):
- выручка от реализации продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг за 2012 год превысила 400 млн. руб.;
- сумма активов бухгалтерского баланса на 31 декабря 2012 года превысила 60 млн. руб.
Кроме того, аудит бухгалтерской отчетности за 2013 год обязаны провести, в частности (п. 1 ст. 5 Закона об аудите):
- открытые акционерные общества;
- компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
- организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- кредитные, страховые и клиринговые организации, общества взаимного страхования, бюро кредитных историй;
- организации, представляющие или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую или финансовую отчетность.
Минфин России считает, что расходы на проведение добровольного аудита можно признать при расчете налога на прибыль (письма от 06.06.06 N 03-11-04/3/282 и от 26.01.06 N 03-03-04/2/17). Причем их следует отражать именно как расходы на аудиторские услуги (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ведь в указанном подпункте речь идет в целом о расходах на аудиторские услуги без разделения на обязательный и добровольный аудит.
Более того, ведомство не возражает и против учета расходов на добровольный аудит квартальной бухгалтерской отчетности организации (письмо Минфина России от 26.01.06 N 03-03-04/2/17).
Расходы на повторный аудит признать можно, но только при наличии оснований для его проведения
Иногда организациям приходится проводить повторный аудит отчетности, достоверность которой уже была подтверждена аудиторами. Такое случается, если изменились собственники компании и они решили сменить аудиторскую компанию либо если организации потребовалось аудиторское заключение, выданное конкретной компанией, например одной из входящих в "Большую четверку".
Из разъяснений Минфина России следует, что, если компания сможет обосновать необходимость повторного аудита отчетности, она вправе учесть расходы на его проведение (письмо от 18.11.11 N 03-03-06/2/178). В ситуации, рассмотренной в этом письме, организация сменила аудиторскую компанию из-за принятия решения о привлечении международного финансирования. В запросе она пояснила, что по сложившейся практике при смене аудиторской компании новый аудитор пересматривает отчетность за предыдущий год, чтобы подтвердить входящие остатки. Кроме того, организация отметила, что пересмотр отчетности позволил ускорить процесс составления и проверки отчетности за следующий год. При таких обстоятельствах Минфин России признал расходы на повторный аудит обоснованными и разрешил организации учесть их в налоговом учете.
Получается, что подобными аргументами могут воспользоваться и другие компании, которым пришлось повторно оплатить услуги по аудиту одной и той же отчетности. Хотя в том же письме ведомство указало, что в принципе бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определение Конституционного суда РФ от 04.06.07 N 320-О-П).
"Упрощенцы" также могут признать расходы на аудит отчетности
Организации, применяющие "упрощенку" с объектом налогообложения доходы минус расходы, вправе уменьшить полученные ими доходы на сумму расходов на аудиторские услуги (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). С этим согласен и Минфин России (письмо от 24.10.05 N 03-11-04/2/112).
Однако особенность для таких компаний заключается в том, что расходы они признают только после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Значит, расходы на аудит "упрощенец" вправе учесть только после подписания акта об оказании аудиторских услуг и расчета с аудиторской компанией. Отметим, что такие расходы нельзя признать на дату выплаты аудиторам аванса, так как к тому моменту услуги еще не оказаны. Кроме того, "упрощенец" вправе включить в расходы сумму НДС, предъявленную аудиторской компанией (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ведь сумму этого налога он не может принять к вычету, поскольку не является плательщиком НДС.
Е.В. Вайтман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 4, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99