Закон N 185-ФЗ: новая редакция
Федеральным законом N 417-ФЗ*(1) внесены поправки не только в ЖК РФ, но и в Закон N 185-ФЗ*(2). Так что и этот документ с 2014 года существует в новой редакции. Отчасти он адаптирован к тем положениям Жилищного кодекса, которые еще с 26.12.2012 (дата вступления в силу ЖК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) ввели такие понятия, как фонд капитального ремонта, региональная программа капитального ремонта, региональный оператор (далее - РО) и т.д.
Фонд ЖКХ и финансирование капитального ремонта МКД
Согласно новой редакции Закона N 185-ФЗ финансирование региональных адресных программ прекращено 31.12.2013 и запущено финансирование региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации с 01.01.2014. Соответствующие изменения внесены во все статьи закона, содержащие положения о выделении средств Фондом ЖКХ (пп. 5 п. 2 ст. 4, пп. 10 п. 1 ст. 14, п. 8 ст. 17, пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона N 185-ФЗ). Так, после 01.01.2014 Фонд ЖКХ выделит субъекту РФ средства на проведение капитального ремонта МКД не только при наличии региональной программы капитального ремонта, но и при наличии утвержденного краткосрочного плана ее реализации.
Краткосрочный план реализации региональной программы
Краткосрочный план реализации региональной программы - это новый документ, который будут формировать субъекты РФ для подачи заявок на выделение им финансирования из Фонда ЖКХ. Он должен содержать следующие сведения (п. 2 ст. 15.1 Закона N 185-ФЗ):
- перечень МКД, на проведение капитального ремонта которых планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, средств долевого финансирования бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов;
- объем долевого финансирования проведения капитального ремонта МКД (рассчитывается в соответствии со ст. 18 Закона N 185-ФЗ) за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) средств местных бюджетов, средств собственников помещений в МКД;
- планируемые показатели выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы.
Важно. Взносы на капитальный ремонт МКД, уплачиваемые РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, не учитываются в качестве долевого финансирования капитального ремонта МКД (п. 1 ст. 18 Закона N 185-ФЗ).
Таким образом, избирательность в вопросе софинансирования капитального ремонта МКД по-прежнему существует.
Мероприятия, на которые выделяются средства из Фонда ЖКХ, должны быть проведены не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором приняты решения о предоставлении финансовой поддержки.
Особенности расходования средств Фонда ЖКХ на финансирование региональных программ
В Законе N 185-ФЗ появилась ст. 20.1, посвященная данному вопросу. Получателями средств Фонда ЖКХ по-прежнему являются субъекты РФ, поэтому при положительном рассмотрении заявки региона вначале средства Фонда ЖКХ зачисляются в бюджет соответствующего субъекта РФ, в котором уже "отложена" часть средств на долевое финансирование региональной программы, а потом субъект РФ распределяет имеющиеся финансы на капремонт между муниципальными образованиями, претендующими на это в соответствии с заявкой субъекта РФ, руководствуясь следующим правилом (п. 4 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ).
В отношении домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете РО, субъект РФ перечисляет финансирование на отдельный банковский счет РО.
В отношении же домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, субъект РФ перечисляет денежные средства в бюджеты соответствующих муниципальных образований. Следующие шаги по распределению бюджетных средств будут предпринимать уже органы местного самоуправления.
Распределение бюджетных средств между МКД, в которых фонд капитального ремонта формируется на специальном счете
В течение 14 дней со дня получения от субъекта РФ средств на долевое финансирование капитального ремонта МКД орган местного самоуправления принимает решение об их распределении (вместе со средствами местного бюджета, выделенными на цели капремонта) между домами, в которых фонд формируется на специальном счете и которые включены в краткосрочный план реализации региональной программы. Через семь дней после принятия данного решения владельцы специальных счетов, а также собственники помещений в соответствующих МКД должны быть уведомлены о выделении средств государственной и муниципальной поддержки (в том числе путем опубликования решения в порядке, установленном для муниципальных правовых актов) (п. 4-6 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ). Приведем дословно п. 7 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ, чтобы не исказить смысл.
Товарищество собственников жилья либо жилищно-строительный кооператив, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые осуществляют управление многоквартирным домом, управляющая организация, региональный оператор, если соответствующей управляющей организации или региональному оператору по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании заключенного с ними договора поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, предусмотренного краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления: 1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов; 2) решение о проведении капитального ремонта, которое принято в соответствии с требованиями ст. 189 ЖК РФ и которым определена организация (порядок ее определения), с которой будет заключен договор на проведение капитального ремонта в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта; 3) утвержденную в соответствии с требованиями ст. 189 ЖК РФ смету расходов на капитальный ремонт этого дома с учетом требований, установленных ч. 3 ст. 15.1 настоящего федерального закона, и с учетом предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленной в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 190 ЖК РФ. |
В течение пяти дней со дня получения названных выше документов орган местного самоуправления перечисляет средства, выделенные на капремонт из Фонда ЖКХ, бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета, на банковский счет, указанный в приведенной цитате (п. 10 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ). Разберемся, что это за счет и кто может его открыть.
Отдельные счета и их владельцы
Формулировки п. 7 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ дают основания полагать, что под банковским счетом не имеется в виду исключительно специальный счет в смысле ст. 175 ЖК РФ. Напомним, что согласно п. 2 и 3 данной нормы владельцами специальных счетов могут быть только ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, РО при принятии соответствующего решения собственниками помещений в МКД, например, когда домом управляет УК или реализовано непосредственное управление, а также в иных случаях. То есть управляющая организация ни при каких обстоятельствах не может быть владельцем специального счета, на котором собственники формируют фонд капитального ремонта и куда они перечисляют свои взносы на капремонт. Между тем в п. 7 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ в числе лиц, которые должны (могут) открыть банковский счет для получения бюджетных средств, выделенных на финансирование капитального ремонта МКД (напомним, речь идет только о тех домах, где собственники формируют фонд на специальном счете), названы:
- ТСЖ, ЖСК, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив, которые осуществляют управление МКД;
- УК, если ей по решению общего собрания собственников помещений в МКД на основании договора поручена организация проведения капитального ремонта дома;
- РО, если ему по решению общего собрания собственников помещений в МКД на основании договора поручена организация проведения капитального ремонта дома.
Иными словами, Закон N 185-ФЗ не ограничивает УК в праве открыть отдельный банковский счет и получить на него бюджетные средства на капитальный ремонт МКД, которым она управляет. Нужно только, чтобы собственники поручили организацию проведения капитального ремонта в доме именно УК. То есть теоретически такое возможно: собственники перечисляют взносы на капитальный ремонт на специальный счет, владельцем которого является РО, но при этом поручают организацию выполнения этого ремонта УК, именно она получает на отдельный банковский счет бюджетные средства на финансирование работ и услуг капитального характера.
В остальных случаях, когда владельцами специальных счетов и организаторами капитального ремонта МКД являются одни и те же лица (ТСЖ или РО), полагаем, открывать еще один банковский счет в дополнение к специальному счету не придется. Ведь требования к таким счетам абсолютно одинаковы, а приемы контроля движения денежных средств похожи. Оба счета должны быть открыты в российской кредитной организации с величиной собственных средств (капитала) не менее 20 млрд. руб. (п. 2 ст. 176 ЖК РФ и п. 8 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ). На денежные средства, находящиеся как на одном, так и на другом счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам лица, на имя которого открыт счет, за исключением тех, которые вытекают из договоров на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту, а денежные средства на этих счетах не включаются в конкурсную массу при объявлении их владельцев банкротами (п. 6, 7 ст. 175 ЖК РФ и п. 9 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ). Безусловно, данный вывод требует обязательного подтверждения со стороны регулирующих органов, поскольку сам закон все же не дает однозначного ответа на вопрос, нужно ли открывать отдельный счет для зачисления на него только бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт, или можно объединить бюджетное финансирование и средства собственников на специальном счете.
Капитальный ремонт МКД и функции УК и РО
Формулировки п. 7 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ "подвешивают" еще один вопрос, который, впрочем, был обозначен профессиональным сообществом довольно давно: какова правовая и экономическая роль УК в процессе капитального ремонта дома, в том числе финансируемого за счет бюджетных средств?
К примеру, роль РО законодатель сформулировал в ЖК РФ одновременно с введением норм о нем. В силу пп. 3 п. 1 ст. 180 ЖК РФ РО осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах РО. Согласно определению, приведенному в п. 22 ст. 1 ГрК РФ, технический заказчик не выполняет проектные, ремонтные, строительные работы, а лишь уполномочен заключать договоры на их проведение*(3).
В отношении УК такая оговорка в ЖК РФ отсутствует, но вот содержание п. 7 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ дает основания полагать, что в части администрирования бюджетных средств законодатель не делает различий между УК и РО, поскольку они равным образом могут претендовать на получение бюджетных средств на цели капитального ремонта МКД только в том случае, если собственники заключили с ними договор на организацию проведения капитального ремонта дома. Вообще в Законе N 185-ФЗ в одной только ст. 20.1 упоминается о таких договорах, как:
- договор на организацию проведения капитального ремонта дома;
- договор на проведение капитального ремонта дома - в связи с необходимостью представить в орган местного самоуправления решение собственников о проведении капитального ремонта, где указывается конкретная организация, с которой будет заключен как раз такой договор. Полагаем, что договор на организацию проведения капитального ремонта и договор на проведение капитального ремонта - это один и тот же договор. По такому договору исполнитель не принимает на себя обязательства по непосредственному выполнению работ (оказанию услуг) по капитальному ремонту МКД;
- договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту дома - в связи с возможностью обратить взыскание на бюджетные средства на отдельном счете, если у его владельца есть непогашенные долги, вытекающие из договоров данного характера (см. п. 9 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ).
Очевидно, что содержание договора на организацию проведения капитального ремонта и договора на оказание (выполнение) услуг (работ) по капитальному ремонту предполагает разную смысловую нагрузку.
Договор о формировании фонда капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта согласно п. 1 ст. 181 ЖК РФ заключается в том случае, если собственники помещений в МКД решили формировать фонд на счете РО. Сторонами такого договора являются собственники и РО соответственно. Первые обязуются вносить на счет РО взносы на капитальный ремонт, второй - обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в МКД.
Договор на оказание услуг и (или) выполнение работ традиционно понимается в качестве правовой основы договора управления, сущность которого изложена в ст. 162 ЖК РФ. Такой договор заключается между собственниками и УК в случае реализации соответствующего способа управления домом - управления управляющей организацией. По договору управления УК за соответствующую плату обязуется в том числе оказывать собственникам услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме. Кстати, в состав такой платы собственника входит и взнос на капитальный ремонт (п. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Таким образом, согласно определениям ЖК РФ договор на организацию проведения капитального ремонта собственники заключают с РО, причем в ситуации, когда фонд капитального ремонта формируется на его счете. Конечно же, это не означает, что заключение подобного договора запрещено в иной ситуации (при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете). Однако понятийный аппарат, введенный в ЖК РФ, не дает возможности широкого использования интересующей нас правовой конструкции.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что существует неопределенность и относительно функций РО, поскольку в силу положений ЖК РФ он не вправе отказать собственникам в открытии на свое имя специального счета (ст. 180 ЖК РФ), но и не обязан вести учет таких взносов и фонда в целом (ст. 183 ЖК РФ), как и заключать с такими собственниками договор на организацию проведения капитального ремонта (ст. 181 ЖК РФ). В свою очередь, формулировка п. 7 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ свидетельствует о том, что собственники вправе поручить РО организацию проведения капитального ремонта в их доме, даже если они собирают фонд капитального ремонта на специальном счете. Сущность подобных правоотношений в ЖК РФ не описана, а значит, вопросов на практике будет довольно много, особенно в отношении ответственности перед собственниками за качество ремонтных работ, выполненных в доме лицами, привлеченными РО.
Порядок расходования бюджетных средств
Средства Фонда ЖКХ, а также средства долевого финансирования в пределах минимального объема, рассчитываемого по правилам п. 2 ст. 18 Закона N 185-ФЗ, выделенные из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, могут использоваться на финансирование капитального ремонта МКД только в пределах выполнения (оказания) работ (услуг), вошедших в "минимальный" перечень региона (п. 3 ст. 15.1 Закона N 185-ФЗ), с учетом предельной стоимости таких работ (услуг) (пп. 3 п. 7 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ).
К сведению. Утверждение субъектом РФ "минимального" перечня работ и услуг взаимосвязано с другими процессами, инициируемыми в связи с реализацией региональных программ (утверждением минимального взноса на капитальный ремонт, установлением предельной стоимости работ и услуг по капитальному ремонту, использованием бюджетных средств в рамках проведения капитального ремонта МКД и т.д.).
По общему правилу оплата стоимости работ (услуг) за счет бюджетных средств производится на основании актов приема услуг и (или) работ по капитальному ремонту МКД, которые согласованы с органом местного самоуправления и подписаны всеми уполномоченными лицами (в том числе представителями собственников помещений в доме) (п. 11 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ). Орган местного самоуправления откажет в согласовании акта приема услуг и (или) работ, если обнаружит, что денежные средства использованы на цели, не предусмотренные п. 3 ст. 15.1 Закона N 185-ФЗ, либо расходы на капитальный ремонт превышают сметную стоимость работ, утвержденную ранее (п. 12 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ).
Кроме того, за счет бюджетных денег можно выплатить аванс в счет оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту МКД, но не более чем в размере 30% от общей суммы указанных средств, находящихся на отдельном счете.
* * *
Анализ поправок, внесенных в конце 2013 года в Закон N 185-ФЗ, показал, что законодатель имеет собственное представление о том, каким образом в стране будут происходить накопление средств собственников на капитальный ремонт и распределение бюджетного финансирования на те же цели. Однако это не привело к созданию четких механизмов, понятных для всех профессиональных участников рынка жилищно-коммунальных услуг. В лучшем случае субъекты РФ сформируют нормативную базу, которая упорядочит процессы капитального ремонта МКД в регионах. Но надежды на это мало. В сегодняшней редакции и ЖК РФ, и Закон N 185-ФЗ усилили неопределенность в вопросах правового положения управляющих организаций и РО, а не устранили ее.
М.О. Денисова,
главный редактор журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
*(3) Косвенно это подтверждают и арбитры ФАС МО в Постановлении от 16.01.2014 N Ф05-16283/2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"