В каком порядке вносятся исправления в первичные учетные документы, созданные на бумажном носителе, в связи с возникновением необходимости корректировать суммовые и количественные показатели?
Способ внесения исправлений в первичные учетные документы, выставленные на бумажном носителе, организация устанавливает самостоятельно. Главное, чтобы в исправленном первичном учетном документе была указана дата исправления, а также стояли подписи лиц (с расшифровкой), составивших документ, в который вносятся исправления.
Обоснование. В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете*(1) в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Таким образом, бухгалтерское законодательство не устанавливает строгого правила и порядка внесения исправлений в первичные документы, как, например, в случае внесения исправлений в счета-фактуры. Напомним, что в соответствии с налоговым законодательством, а также Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 исправления в счет-фактуру, необходимость которых вызвана изменением суммовых и количественных показателей, вносятся путем составления корректировочного счета-фактуры.
Согласно п. 4.2, 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105*(2), ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписи над зачеркнутым исправленного текста или суммы. Текст зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть заверено надписью "исправлено", подтверждено подписями лиц, подписавших документ, а также должна быть проставлена дата исправления.
Способы внесения исправлений, установленные как Постановлением Правительства РФ N 1137 (путем составления корректирующего документа), так и Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (методом внесения исправлений в изначальный первичный документ), не противоречат бухгалтерскому законодательству, а следовательно, могут применяться организациями.
В итоге компания самостоятельно выбирает способ внесения исправлений в первичные документы с учетом особенностей документооборота и минимальных требований п. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
М.С. Звягинцева,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 февраля 2014 г.
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
*(2) Документ применяется в части, не противоречащей Закону о бухгалтерском учете.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"