Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2013 N 307-ФЗ
Этот закон без преувеличения можно назвать действительно эпохальным, поскольку он предусматривает отход от инвентаризационной стоимости объекта недвижимости при определении базы по налогу на имущество организаций. Отныне для отдельных объектов недвижимого имущества при определении налога на имущество организаций будет использоваться кадастровая стоимость.
Комментируемый закон (далее - Закон N 307-Ф3) вступил в силу 3 ноября 2013 года, за исключением положений, вносящих изменения в главу 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и в абзац 31 статьи 1 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ, которые вступят в силу с 1 января 2014 года (ст. 5 Закона N 307-ФЗ). Последний признает недействительной норму, согласно которой налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, указанного в пункте 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Конец эпохи инвентаризационной стоимости
Комментируемый закон без преувеличения можно назвать действительно эпохальным, поскольку он предусматривает отход от инвентаризационной стоимости объекта недвижимости при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Отныне для отдельных объектов недвижимого имущества при определении налога на имущество организаций будет использоваться кадастровая стоимость. Речь идет о следующих видах недвижимости (вновь введенная в НК РФ ст. 378.2):
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.
Однако это вовсе не означает, что с вступлением в силу Закона N 307-ФЗ организации, за исключением иностранных, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства, будут вынуждены рассчитывать налог на имущество исходя из кадастровых цен. Это следует из содержания пункта 5 статьи 2 комментируемого закона - для применения кадастровых цен при исчислении налога на имущество организаций необходимо принятие соответствующего закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости имущества. А этот закон, в свою очередь, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона субъекта Российской Федерации переход к определению налоговой базы как среднегодовой стоимости указанных объектов не допускается.
Отметим, что если не определена кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимого имущества, иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, то налоговая база принимается равной нулю. Такой вывод следует из пункта 14 новой статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что информация о том, попал ли объект недвижимости организаций в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, будет размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 новой ст. 378.2 НК РФ).
Комментируемым законом устанавливаются и новые налоговые ставки, которые не могут превышать следующих значений (подп. "б" п. 6 ст. 2 Закона N 307-ФЗ):
- для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента;
- для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента.
Как можно заметить, само принятие таких кардинальных изменений налогового законодательства вовсе не означает столь же революционных изменений в деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Для внедрения в жизнь означенных законодательных новелл заинтересованным органам исполнительной власти предстоит еще разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения, обеспечить наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, и об их кадастровой стоимости в целях создания условий для формирования в налоговых органах фискального реестра по налогу на недвижимость, который будет введен в будущем.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 24, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.