Как в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует именовать документ, составляемый сторонами при осуществлении закупки, - "контракт" или "договор"?
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) указанный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. При этом под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом N 44-ФЗ порядке заказчиком (как государственным и муниципальным, так и иным) и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п.п. 3, 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Иными словами, в соответствии с Законом N 44-ФЗ всегда заключаются гражданско-правовые договоры, в целях этого Закона именуемые контрактами. По сути дела данные термины употребляются в законе как синонимы, каких-либо требований к именованию документов, в которых излагаются их условия - "контракты" или "договоры", законом не предусмотрено.
В то же время следует отметить, что иногда определенные виды договоров именуются в законодательстве контрактами в целях отделения их от прочих договоров. В частности, в Гражданском кодексе РФ, на котором, в том числе, основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), государственными и муниципальными контрактами названы договоры, заключаемые, соответственно, государственными и муниципальными заказчиками, на поставку товаров (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ). В самом же Законе N 44-ФЗ государственными и муниципальными контрактами названы любые договоры, независимо от их вида, заключенные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
В связи с этим необходимо иметь в виду, что из положений ст. 431 ГК РФ, ч. 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать его прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений, и применять к нему нормы права, регулирующие эти отношения. То есть, с точки зрения права, имеет значение не наименование документа ("договор" или "контракт") и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.
Соответственно, к договорам (контрактам), как бы они ни назывались, заключенным государственными и муниципальными заказчиками на поставку товаров или выполнение подрядных работ, судом всегда будут применяться нормы о соответствующих видах гражданско-правовых договоров, именуемых государственными и муниципальными контрактами (параграф 4 главы 30 и параграф 5 главы 37 ГК РФ соответственно). К прочим же контрактам (договорам), как бы они ни назывались, заключаемым государственными и муниципальными заказчиками, и к любым договорам (контрактам), заключенным бюджетными учреждениями, как бы они ни назывались, будут применяться нормы Закона N 44-ФЗ о контрактах и нормы Гражданского кодекса РФ о соответствующих видах гражданско-правовых договоров.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
27 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.