Может ли организация-комитент учесть в целях налогообложения прибыли суммы скидок, предоставленных покупателям комиссионером (за счет комитента) в рамках договора комиссии?
В отношении договоров комиссии положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ не применяются. Между тем суммы скидок, предоставленных комиссионером за счет комитента, могут быть отнесены в состав внереализационных расходов последнего не как скидки, а как другие обоснованные затраты на основании пп. 20 п. 1 указанной статьи. Однако, возможно, правомерность применения данного подхода налогоплательщику придется доказывать в суде.
Обоснование. В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются, в частности, затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. По мнению компетентных органов, данная норма применяется исключительно в отношении договоров купли-продажи (письма Минфина России от 09.04.2010 N 03-03-06/1/248, от 02.09.2009 N 03-03-06/1/566, от 10.08.2007 N 03-03-06/1/555, УФНС по г. Москве от 18.12.2009 N 16-15/133970).
В связи с этим расходы в виде скидок, предоставленных комиссионером покупателям за счет комитента в рамках исполнения договора комиссии, не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации-комитента. Разъяснения на этот счет даны в письмах Минфина России от 09.12.2013 N 03-03-06/1/53559, от 16.09.2013 N 03-03-06/1/38129.
Однако рассматриваемые расходы налогоплательщик может квалифицировать не как затраты, связанные с предоставлением покупателям премий (скидок), а как другие обоснованные внереализационные расходы. Иными словами, в подобной ситуации организация-комитент может применить положения пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. На возможность использования данной нормы в подобной ситуации чиновники Минфина намекнули в письмах от 23.07.2013 N 03-03-06/1/28984, от 16.09.2011 N 03-03-06/1/556.
Для применения данного подхода налогоплательщик должен доказать, что расходы в виде предоставленных за его счет скидок конечным покупателям соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Обоснованность затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Очевидно, что рассматриваемые скидки соответствуют указанным критериям, ведь они предоставляются покупателям с целью увеличения продаж в интересах именно комитента, следовательно, являются полностью обоснованными.
А.А. Преображенская,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
1 февраля 2014 г.
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"