Организация в целях поиска клиентов для реализации продукции несет расходы по оплате междугородных телефонных переговоров с представителями потенциальных покупателей. Можно ли данные расходы учесть при исчислении налога на прибыль, если договор поставки заключен не был?
Можно, но при соблюдении требований, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ.
Обоснование. В силу пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налогоплательщик может учесть затраты на приобретение услуг сотовой связи при условии, что такие затраты соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Как указано в Письме Минфина России от 04.10.2013 N 03-03-06/1/41201, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, хотя телефонные переговоры сотрудников организации с целью поиска потенциальных клиентов успехом не увенчались (соответствующие договоры поставки не заключены), это не препятствует учету расходов на услуги связи, поскольку они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Налоговое ведомство в Письме от 15.07.2011 N ЕД-4-3/11460@ разъяснило, каким образом рассматриваемые расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Если по телефону потенциальным клиентам сообщается информация, отвечающая требованиям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (предназначена для неопределенного круга лиц), то плата за телефонные переговоры признается в целях налогообложения прибыли расходами на рекламу и учитывается на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов с учетом требований п. 4 указанной статьи. Если сообщаемая информация не является рекламой, для признания стоимости телефонных разговоров по междугородной связи на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 налогоплательщику следует учитывать критерии, установленные п. 1 ст. 252, согласно которому к налоговым расходам относятся любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень конкретных документов, которыми подтверждаются осуществленные расходы, нормами НК РФ не установлен. Поэтому для обоснования затрат может использоваться любой надлежащим образом оформленный документ, из которого прямо следует связь расходов с деятельностью организации. К таким документам, по мнению ФНС, могут быть отнесены, в частности, внутренние документы организации (приказы, распоряжения, отчеты и т.п.), разработанные с учетом действующего в организации технологического процесса поиска клиентов, из чего можно будет сделать вывод о производственном характере переговоров.
А.А. Преображенская,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
1 февраля 2014 г.
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"