В организации проводится выездная налоговая проверка. От налогового органа поступило требование о предоставлении документов со ссылкой на ст. 93 НК РФ. Однако из текста требования вытекает, что, кроме копий первичных документов (что соответствует положениям ст. 93 НК РФ), налоговый орган просит представить и заполнить таблицы, которые не являются регистрами налогового учета, и дать пояснения по истории работы с конкретными контрагентами (когда начаты отношения, подробности подписания договоров).
Организация считает, что налоговый орган в соответствии со ст. 93 НК РФ может требовать только копии первичных документов.
Правомерна ли позиция организации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Позиция организации правомерна.
Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы наряду с документами, служащими основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, вправе требовать также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Указанному праву налоговых органов корреспондирует предусмотренная пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ.
Для ряда случаев налоговым законодательством предусмотрено право налоговых органов требовать от налогоплательщика представления не только документов, но и пояснений (информации) по вопросам исчисления налогов и сборов (смотрите, например, пп. 4 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 88, ст. 93.1 НК РФ).
Применительно к процедуре проведения выездной налоговой проверки налоговым законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщика обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Отказ от представления таких документов влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Как показывает правоприменительная практика, привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление истребованных налоговым органом документов возможно только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика в наличии и у него была реальная возможность представить их в указанный срок (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 12.05.2009 N А09-12352/2008, ФАС Северо-Западного округа от 24.06.2008 N А21-7879/2007, ФАС Уральского округа от 05.04.2005 N Ф09-1172/05АК, ФАС Уральского округа от 05.04.2005 N Ф09-1171/05АК, ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2009 N А17-5956/2008).
Положения ст. 93 НК РФ не предоставляют налоговому органу права требовать у налогоплательщика, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, предоставления отсутствующих у налогоплательщика документов либо требовать от налогоплательщика систематизации имеющейся у него информации, документального оформления результатов систематизации и представления результатов такой работы налоговому органу.
В связи с этим, по нашему мнению, требование налогового органа в части предоставления в рамках выездной налоговой проверки пояснений и информации, поименованных в тексте вопроса, не может быть реализовано в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ. Вместе с тем, как мы полагаем, соответствующая информация может быть получена налоговым органом другими предусмотренными НК РФ способами, в частности путем истребования информации у иных лиц в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ, а также привлечения свидетелей (ст. 90 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
17 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.