Ресурсоснабжающая организация (Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный сервис" г. Сосновоборск) поставляет через управляющую организацию (исполнителя) для нужд потребителей (абонентов) горячую воду с применением открытой системы горячего водоснабжения. Ресурсоснабжающая организация предъявляет управляющей организации счета за горячее водоснабжение (в Гкал). Управляющая организация, в свою очередь, оформляет платежные документы для оплаты абонентами за объем потребленной горячей воды (куб. м), определяемый за расчетный период на основании показаний приборов учета и установленных нормативов потребления.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, по результатам года управляющая компания обязана сделать перерасчет по теплу на основании показателей общедомового прибора учета тепла. В этой связи у управляющей компании по результатам 2013 года по горячей воде сформировался положительный результата в размере 11 млн. руб.
Должна ли управляющая компания произвести перерасчет и вернуть населению излишне полученные денежные средства за горячую воду?
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение*(1), холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг*(2) и по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта РФ (ч.ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). При этом расчет размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации, осуществляется по тарифам (ценам), установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги населению. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг равен календарному месяцу (п.п. 36, 37, 38 Правил N 354).
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления, заключаемым собственниками помещений с управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом (пп. "а" п. 9 Правил N 354). В этой связи отметим, что согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, а также пп. "к" п. 19 Правил N 354 договор управления многоквартирным домом в части предоставления коммунальных услуг должен содержать положения о порядке определения объема предоставляемых коммунальных услуг и размера платы за эти услуги.
В свою очередь, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений обеспечивается управляющей компанией посредством заключения с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов и надлежащего исполнения таких договоров (абз. 1 п. 13 Правил N 354).
Согласно абз. 2 п. 13 Правил N 354 условия о приобретении коммунальных ресурсов определяются с учетом названных Правил и других нормативных правовых актов РФ (например п. 1 ст. 541, ст. 544 ГК РФ). Иными словами, ресурсоснабжающая организация и управляющая компания при заключении договора о приобретении коммунального ресурса должны согласовать в числе прочих условий условия об объеме приобретаемого коммунального ресурса в целях его дальнейшего использования при предоставлении коммунальных услуг потребителям, а также порядок определения этого объема.
В силу п. 5.1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), а также п. 7.1 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы), тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)*(3), подлежат регулированию. Данные тарифы представляют собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды (в этой связи смотрите, например, постановление ВАС РФ от 15.02.2011 N 12845/10).
Особенности ценообразования в отношении услуг, связанных с горячим водоснабжением, предусмотрены разделом VIII Основ.
Так, согласно ст. 47 Основ для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения), устанавливаются тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам.
В соответствии со ст. 49 Основ тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения включает в себя два компонента - компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию. При этом компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, а компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность). Оба эти компонента устанавливаются и применяются в соответствии с Законом N 190-ФЗ. Отметим, что если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с Законом N 190-ФЗ.
Приведенные выше нормы Закона N 190-ФЗ и Основ вступили в силу с 1 января 2013 года.
Применительно к рассматриваемому вопросу ресурсоснабжающей организацией по горячей воде является Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный сервис" г. Сосновоборск. При этом горячее водоснабжение осуществляется посредством открытой системы водоснабжения. Объем потребляемой горячей воды определяется по показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учета, а в домах, где такие приборы отсутствуют, исходя из нормативов потребления, установленных постановлением администрации г. Сосновоборска от 25.12.2012 N 2027 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в городе Сосновоборске на 2013 год" (согласно п. 1 постановления администрации г. Сосновоборска от 27.12.2013 N 2143 (http://www.sosnovoborsk-city.ru/files/p13_2143.pdf) действие этого постановления продлено до 30 июня 2014 года).
С 1 июля 2013 года приказом РЭК Красноярского края от 21.06.2013 N 134-п "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальный сервис" с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения)"*(4) для населения г. Сосновоборска установлены тарифы на горячую воду, включающие в себя компонент на теплоноситель в размере 28,74 руб./ и компонент на тепловую энергию в размере 72,08 руб./
.
Между тем до 1 июля 2013 года установление тарифа на горячее водоснабжение при использовании открытых систем теплоснабжения действующими в тот период нормами законодательства о теплоснабжении не предусматривалось. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению для таких систем теплоснабжения должен был рассчитываться в соответствии с положениями п. 54 Правил N 354 и п. 22 Приложения N 2 к названным Правилам.
С учетом изложенного переплата потребителей за горячее водоснабжение по итогам 2013 года, на наш взгляд, могла возникнуть из-за несоответствия объема горячей воды, приобретенного и оплаченного управляющей организацией по условиям договора о приобретении этого ресурса, и объема горячего водоснабжения, определенного управляющей организацией для оплаты потребителями расчетным способом на основании показаний приборов учета и установленных нормативов потребления.
Между тем при надлежащем согласовании объема приобретаемой горячей воды и порядка определения этого объема подобного расхождения, по нашему мнению, быть не должно. Поэтому полученная таким образом переплата, исходя из смысла деятельности управляющей организации, не может поступить в ее собственность в качестве дохода, а должна быть возвращена потребителям коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Правилами N 354 предусмотрены случаи перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг и порядок такого перерасчета (раздел VIII), а также случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги (раздел IX). Рассматриваемая нами ситуация к ним не относится. Кроме того, к данной ситуации не применима и норма о ежегодной корректировке размера платы за коммунальную услугу, предусмотренная пп. "б" п. 21 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, поскольку эта норма относится к услуге по отоплению.
Однако это не означает, что управляющая организация не обязана устранять допущенные нарушения прав потребителей коммунальных услуг при начислении им платы за коммунальные услуги в размере большем, чем это установлено нормативными актами и договорами.
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации устранить допущенные нарушения можно путем зачета переплаты в качестве предварительной оплаты потребителями горячего водоснабжения в счет будущих расчетных периодов (пп. "г" п. 65 Правил N 354).
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией правоприменительных органов власти при рассмотрении конкретных дел. За официальными разъяснениями по данному вопросу следует обращаться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), уполномоченное на разъяснение физическим и юридическим лицам государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.п. 1, 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
21 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно пп. "б" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
*(2) Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Обратим внимание, что в соответствии с п. 7 названных Правил наименования и единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов определены в отношении горячего водоснабжения - куб. метр на 1 человека.
*(3) В соответствии с п. 19.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
*(4) Приказ вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования. Тарифы, установленные в п. 1 приказа, действуют с 1 июля 2013 года. Текст приказа размещен на официальном портале Красноярского края в сети "Интернет" (http://www.zakon.krskstate.ru) 3 июля 2013 года, опубликован в газете "Наш Красноярский край" от 24.07.2013 N 51(545), в газете "Рабочий" от 25.07.2013 N 30(3462).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.