Специальная оценка условий труда и другие изменения законодательства
При организации любой деятельности в своей компании работодатель должен выполнять обязанности, определенные для него ТК РФ. В частности, согласно ст. 22 и 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда. Новый Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Закон N 426-ФЗ) направлен на регулирование отношений в сфере охраны труда и реализации обязанностей работодателей по обеспечению безопасности труда работников. В данной статье представим основные изменения подхода к оценке условий труда и соответственно положений ТК РФ, поговорим об ужесточении системы штрафов и санкций в отношении лиц, совершающих правонарушения, и повышении размера страхового тарифа в ПФР.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах. СОУТ представляет собой единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты.
Обратите внимание! В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации N 342н*(1) были установлены иные исключения, в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты на персональных компьютерах, эксплуатировали копировально-множительные аппараты и другую технику.
Отметим, что определение СОУТ отчасти схоже с определением аттестации рабочих мест - ею признается оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления аналогичных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ, с 01.01.2014 признанная утратившей силу).
Обязанности работодателя при проведении оценки условий труда
Обязанность по организации СОУТ согласно ст. 8 Закона N 426-ФЗ возложена на работодателя. Для этого работодатель должен утвердить график проведения работ и создать специальную комиссию, состав которой должен соответствовать требованиям ст. 9 Закона N 426-ФЗ.
При этом, как и раньше, именно работодатель совместно с организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ, обеспечивает СОУТ на рабочем месте не реже одного раза в пять лет на основании гражданско-правового договора.
Обратите внимание! Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не производиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Следует отметить, что работодатель теперь вправе требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов такой оценки, а также может самостоятельно проводить внеплановую оценку условий труда в случаях, перечисленных в ст. 17 Закона N 426-ФЗ. Кроме того, работодатель имеет право требовать от организации, оценивающей условия труда, документы о наличии аккредитации, а также сертификаты от экспертов, проводящих такую оценку (ст. 4, 19 Закона N 426-ФЗ).
Необходимо помнить переходные положения, касающиеся юридических лиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 01.01.2014. Они вправе проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31.12.2018 включительно (ч. 1 ст. 27 закона).
Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, эти организации могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Также в обязанности работодателя входит:
- обеспечение своевременного и полноценного проведения оценки условий труда, при необходимости предоставление сведений и документов по вопросам такой оценки (в противном случае аккредитованная организация вынуждена будет приостановить оценку или не приступать к ней согласно п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ);
- ознакомление работника с результатами оценки условий и дачи разъяснений по вопросам проведения оценки условий на его рабочем месте.
Право на обжалование результатов СОУТ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 426-ФЗ закрепляется за работником.
Отметим, что КоАП РФ дополнен новыми нормами. Так, ч. 2 ст. 5.27.1 предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб., на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб. Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения СОУТ устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в КоАП РФ, вступят в силу с 01.01.2015 (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ)).
Особенности проведения оценки условий труда
Основными этапами СОУТ являются:
- подготовка к проведению оценки;
- идентификация вредности (опасности);
- декларирование соответствия условий труда;
- измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- оформление результатов.
Следует отметить новшества в проведении СОУТ. Так, специальная оценка распадается на идентификацию и оценку уровня воздействия.
При проведении аттестации рабочих мест основное внимание уделялось вредным производственным факторам, а в новой процедуре идентифицируются (вносятся в перечень) и исследуются все опасности, в том числе связанные с факторами производственной среды, а также ситуации или действия, способные нанести вред работнику в виде травм или ухудшения состояния здоровья, угрозы и опасности, создаваемые оборудованием и технологическим процессом, зависящие от организации рабочего места, учитывающие некомпетентность персонала и т.п.
Идентификация вредности (опасности)
Идентификация вредности (опасности) - сопоставление и установление факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных факторов производственной среды, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Идентификация вредных и опасных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ (ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Если на рабочем месте не выявлены вредные и (или) опасные факторы, то условия труда на таком месте признаются комиссией допустимыми.
Если же на рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные факторы, то комиссия согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов производственной среды и трудового процесса. По итогам идентификации вредности (опасности) комиссией составляется, в частности, перечень рабочих мест с указанием выявленных на них вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Декларирование соответствия условий труда
Введена новая процедура - декларирование соответствия условий труда, подтверждающая соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
Если на рабочем месте не выявлены вредные и (или) опасные факторы, то работодатель в силу ст. 11 Закона N 426-ФЗ обязан подать в уполномоченный орган декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение пяти лет.
Однако, если в период действия такой декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которого явилось воздействие на вредных и (или) опасных производственных факторов, то в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастного случая на производстве срок действия данной декларации будет продлен на следующие пять лет.
Факторы, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению
Факторы производственной среды, определяемые при СОУТ, закреплены в ст. 13 Закона N 426-ФЗ. Итак, к ним относятся:
- физические факторы - аэрозоли, шум, различные звуки, вибрация, излучения, микроклимат, световая среда;
- химические факторы - химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы;
- биологические факторы - микроорганизмы, возбудители инфекционных заболеваний;
- тяжесть трудового процесса;
- напряженность труда.
Необходимо отметить, что при проведении СОУТ потенциально вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса подлежат не только измерениям, но и исследованиям, в том числе требующим специальных познаний в области медицины.
Результаты проведенной оценки и их оформление
По результатам СОУТ устанавливается класс (подкласс) условий труда на соответствующем рабочем месте. Согласно ст. 14 Закона N 426-ФЗ выделяются:
- оптимальные условия (1-й класс);
- допустимые (2-й класс);
- вредные (3-й класс);
- опасные (4-й класс).
От уровня класса будут зависеть компенсации работникам за вредные или опасные условия труда, а также размер страховых взносов со стороны работодателя.
Кроме того, законом предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Результатом проведения СОУТ будет отчет, содержащий следующие документы (ст. 15 Закона N 426-ФЗ):
- сведения об организации, осуществляющей СОУТ;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка;
- карты специальной оценки (вместо карты аттестации рабочего места);
- протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов;
- протоколы эффективности средств индивидуальной защиты;
- сводная ведомость результатов специальной оценки;
- перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда
Внеплановая специальная оценка условий труда осуществляется на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления следующих случаев (ст. 17 Закона N 426-ФЗ):
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение предписания государственной инспекции труда;
- изменение технологического процесса;
- изменение состава применяемого сырья и (или) материалов;
- изменение применяемых СИЗ;
- несчастный случай;
- наличие мотивированного предложения профсоюза.
Иные изменения в законодательстве, связанные с введением СОУТ
Как мы указали в самом начале статьи, в настоящее время установлена прямая зависимость уплаты дополнительных взносов в системе досрочного пенсионного обеспечения от результатов специальной оценки условий труда.
Законом N 421-ФЗ масштабные изменения внесены в законы, касающиеся начисления страховых взносов, а также в ТК РФ, КоАП РФ и УК РФ (изменения КоАП РФ мы представили выше).
Изменения в начислении страховых взносов
С 01.01.2014 был введен п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ*(2), которым установлены дополнительные тарифы страховых взносов на солидарную часть пенсии в зависимости от результатов СОУТ. Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными (3-й класс с подклассами и 4-й соответственно), то работодатели в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8%.
Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0%, то есть работодатель будет освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
При этом тарифы, предусмотренные в п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ, применяются вместо упомянутых дополнительных тарифов, которые установлены п. 1 и 2 данной статьи.
Аналогичные изменения внесены в ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ*(3).
Смягчена ответственность за неподачу или несвоевременное направление в ПФР сведений о страховых взносах и страховом стаже до 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах (ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ*(4) в редакции Закона N 421-ФЗ).
Существенные изменения затрагивают пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями. Право на досрочную трудовую пенсию сохраняется за ними при условии уплаты работодателями страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам (п. 3 ст. 27 Закона N 173-ФЗ*(5), п. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ).
Изменения ТК РФ, связанные с СОУТ
Изменения ТК РФ направлены в первую очередь на приведение его положений в соответствие с положениями Закона N 426-ФЗ.
В статье 92 ТК РФ уточнено, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для лиц, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным, - не более 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Кроме того, поправки разрешают увеличивать максимальную продолжительность рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 36 до 40 часов в неделю, но только с письменного согласия работника и при условии выплаты денежной компенсации. При этом сохраняется минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ). Дни дополнительного отпуска сверх установленного минимума можно заменять с согласия работника денежной компенсацией. Сохраняется и размер повышенной оплаты труда - не ниже 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ).
Частью 3 ст. 94 ТК РФ в новой редакции для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрена возможность увеличения максимальной продолжительности ежедневной смены: при 36-часовой рабочей неделе - с 8 до 12 часов; при 30-часовой и менее - с 6 до 8 часов. Однако это допускается лишь в пределах сокращенной рабочей недели и при условии письменного согласия работника. Также для занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями допускается введение суммированного учета рабочего времени, но тогда учетный период не может превышать три месяца (ч. 1 ст. 104 ТК РФ).
В связи с введением условий проведения внеплановой СОУТ (ст. 17 Закона N 426-ФЗ) утратила силу ч. 2 ст. 215 ТК РФ, которой запрещалось техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда.
Изменения претерпела и ст. 219 ТК РФ. Однако сначала напомним положения Информационного письма Минтруда РФ от 13.02.2013, согласно которым работодатель, руководствуясь ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Итак, начиная с 01.01.2014 согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Здесь хотелось бы отметить следующую особенность: виды гарантий и компенсаций, включая сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемых занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, их базовые размеры, условия и порядок предоставления устанавливаются теперь в зависимости от класса (подкласса) условий труда.
Помимо вышеперечисленных в ТК РФ вносится ряд технических, терминологических и других изменений, которые позволят оптимизировать правоприменение норм трудового законодательства. Кроме того, Законом N 421-ФЗ изменена ст. 143 УК РФ - увеличены меры ответственности за нарушение требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.
В.Д. Тарасов,
эксперт журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
*(2) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(4) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(5) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"