Перезагрузка системы: СРО в грузоподъемной отрасли
Проблемы саморегулирования в сфере грузоподъемных сооружений, по большому счету, те же, что и в других отраслях, вступающих на этот путь: несовершенство законодательства и наличие недобросовестных игроков на рынке. Тем не менее профессионалы считают, что у СРО крановщиков есть будущее.
После начала экономических преобразований в 90-х годах вплоть до конца "нулевых" крановый парк России сокращался на несколько тысяч в год. Но с 2011 года наблюдается ежегодный прирост числа кранов примерно по десять тысяч единиц. Растет количество и других видов подъемной техники. Сегодня, по данным Ростехнадзора, в России эксплуатируется порядка четверти миллиона грузоподъемных кранов.
Однако отрасль остается проблемной. Скажем, в 2014 году вырос травматизм - при эксплуатации грузоподъемных кранов зарегистрирован один несчастный случай со смертельным исходом (в Петрозаводске) и два - с тяжелым. Последний инцидент, еще не квалифицированный трудинспекцией и Ростехнадзором, произошел 13 декабря в Вологде - там башенный кран упал прямо на строителей.
Основные причины аварий, связанных с кранами, носят как технический, так и организационный характер. Это неправильная организация работ, слабая трудовая дисциплина, нехватка квалифицированных специалистов. На последний фактор в значительной степени влияет финансовая нестабильность многих профильных организаций. Другая причина аварийности - неэффективность или полное отсутствие производственного контроля соблюдения требований промышленной безопасности. Изменения в законодательстве привели к тому, что краны оказались выведены из категории опасных производственных объектов. В нынешней российской реальности это порождает безнаказанность и халатность.
Помочь выправить ситуацию теоретически может саморегулирование в отрасли. Наш эксперт - президент СРО "РОСМА" Валерий Сушинский, генеральный директор НТЦ "Строймашавтоматизация".
Замороженные проблемы
О существующем сегодня отношении к технике и технологиям доходчиво рассказывает такой пример, - говорит Валерий Сушинский. - В советские времена изготавливались грузоподъемные машины и их составные узлы в специальном исполнении для районов Крайнего Севера и регионов, приравненных к ним по климатическим условиям. Но последние полтора десятилетия туда идут машины и их узлы, предназначенные для работы в условиях умеренного климата. Почему? Да потому, что стоимость специального исполнения значительно выше! Вот и приобретают более дешевую, но ненадежно функционирующую в таких условиях технику, опасную для работающих на ней людей. При этом не учитывается, что эксплуатационные расходы, связанные с поломками и простоями, могут во много раз превосходить выигрыш от покупки более дешевой, но ненадежной техники. При этом наши заводы и сегодня могут выпускать технику для северных условий, но где заказы? Их пока нет.
Очевидно, что эффективная работа машин в процессе эксплуатации возможна лишь при обеспечении надлежащего качества обслуживания. В свою очередь, для выполнения сервиса столь сложных машин и механизмов, как краны, необходима целая структура с высококвалифицированным персоналом и достаточным техническим оснащением.
Осознание необходимости серьезного отношения к сервису грузоподъемных сооружений возникло еще в советское время. Но сегодня техника становится всё сложнее - например, особая квалификация требуется для обслуживания современных приборов безопасности. К сожалению, приходится признать, что среди них есть устройства очень опасные для применения. Они не прошли должной проверки и были поспешно (а точнее - безответственно) запущены в серийное производство с игнорированием требований и рекомендаций действующих нормативных документов Ростехнадзора. Мало выпустить машину - нужно эксплуатировать ее так, чтобы она выдавала максимум технических и технологических возможностей, которые заложены в ее конструкции. А это сделать не так просто.
Развитие системы сервиса кранов можно разбить на три этапа. Первый пришелся на восьмидесятые годы: стартовали технические семинары и учебные курсы для наладчиков приборов безопасности, были разработаны учебные оборудование и пособия, создавались стенды для технического сервиса. При поддержке Госгортехнадзора по всей стране развернулась работа по созданию ремонтных служб.
В ту пору приходилось много ездить по России для оказания помощи предприятиям, которые приняли решение специализироваться на сервисе грузоподъемных сооружений. Уже тогда стало понятно: одиночным организациям будет крайне трудно поддерживать высокий уровень услуг - это, скажем так, громоздко. Да, предприятия-одиночки создаются, но быстро "сдуваются", видя бесперспективность такой работы.
Поэтому на втором этапе, уже в девяностые годы, работу продолжили несколько иначе. Была создана сеть взаимосвязанных учебных организаций для ремонтников, функционирующая во всех крупных городах России - от Петербурга до Владивостока.
Был разработан ряд нормативов с отражением в них требований и рекомендаций по различным аспектам эксплуатации и ремонта техники. Собственно тогда члены ассоциации "РОСМА" и сформировали те нормативные документы, которые сегодня существуют. Причем это были документы либо Госгортехнадзора, либо появившиеся при его поддержке. Стоит заметить, что ни одна отдельно стоящая организация не смогла этого сделать, и только ассоциации это оказалось под силу. Крановщики и по сей день работают по этим документам.
Закон разрешает?
И все же есть повод для опасений. С введением ФНП "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" ситуация может поменяться. Если (по мнению Валерия Сушинского) в сегодняшних нормативных документах содержится хоть какая-то конкретика, то эти нормы и правила будут носить общий характер. Пользоваться при работе только ими будет невозможно, поскольку требования к правилам эксплуатации должны быть четко определены. Поэтому нужно незамедлительно сформировать стандарты эксплуатации и предложить их Ростехнадзору.
Недавние изменения в законе "О промышленной безопасности", в результате которых краны были выведены из категории опасных производственных объектов, негативно скажутся на нашей работе. Недобросовестные владельцы кранов почувствуют безнаказанность и вовсе перестанут тратить деньги на реконструкцию и модернизацию оборудования. Кстати, и востребованность квалифицированных сервисных услуг будет падать.
Чтобы избежать этого, существует такой вариант. Для повышения уровня безопасности нужно при страховании грузоподъемных сооружений учитывать их состояние. Не стоит скрывать, что сегодня страхование носит скорее условный характер. Но если за старую опасную машину придется заплатить втрое больше, нежели за кран в хорошем состоянии, то у заказчика пропадет желание рисковать. Да и спрос на квалифицированный ремонт снова вырастет, что благотворно подействует на рынок.
В. Кузнецов
"Саморегулирование & Бизнес", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.