Государственная гражданская служба: изменения в законодательстве
В 2013 году в законодательстве, регулирующем вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы, произошло достаточно много изменений. При этом некоторые поправки были внесены непосредственно в Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о госслужбе), а некоторые изменения были изданы как отдельные нормативно-правовые акты. В статье рассмотрим наиболее значимые поправки, которые затронули, в частности, процедуры сокращения гражданских служащих, формирования кадрового резерва, введения запрета на совершение служащими определенных финансовых операций, прохождения ими военной службы и др.
Сокращение должностей
Одним из существенных изменений, произошедших в указанном законодательстве в 2013 году, является процедура увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.
Напомним, что ранее это основание для увольнения относилось к общим основаниям для прекращения служебного контракта (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе). После принятия Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" данное несоответствие было устранено и в ст. 37 Закона о госслужбе, устанавливающей основания для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, появилось два новых основания:
- сокращение должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1);
- упразднение государственного органа (п. 8.3 ч. 1).
Значительные поправки были внесены и в ст. 31 Закона о госслужбе, регламентирующую отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы. Так, если в прежней редакции данной статьи при сокращении должностей представитель нанимателя имел право предложить служащему вакантную должность в том же или другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, образования и стажа гражданской службы, то сейчас представитель нанимателя обязан предложить сокращаемому служащему должность в этом же органе с учетом уровня его квалификации, образования и стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, в том числе при условии получения им дополнительного профессионального образования. Если же вакантная должность в том же органе отсутствует, представитель нанимателя может предложить ее в другом государственном органе.
В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 822 были установлены правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.
Кроме того, ст. 31 Закона о госслужбе была дополнена положением о выплате дополнительной компенсации в случае досрочного расторжения служебного контракта при сокращении должностей, которая исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока предупреждении об увольнении (ч. 7).
Кадровый резерв
Федеральным законом от 07.06.2013 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" существенные изменения были внесены в ст. 64 Закона о госслужбе, которой установлен порядок формирования кадрового резерва гражданской службы.
Прежде всего, в отличие от предыдущей редакции, новой редакцией статьи предусмотрено два основания для формирования кадрового резерва: на конкурсной и внеконкурсной основе (ранее согласно ст. 64 Закона о госслужбе кадровый резерв формировался исключительно на конкурсной основе).
Включение в кадровый резерв государственного органа на конкурсной основе производится:
- граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
- граждан - по результатам конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы;
- гражданских служащих для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв или на замещение вакантных должностей гражданской службы.
Конкурс на включение в кадровый резерв не проводится для замещения служащим вакантной должности в порядке должностного роста по результатам аттестации и при увольнении служащего в связи с сокращением должностей либо упразднением государственного органа, а также в случае увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным ч. 1 ст. 39 Закона о госслужбе. При увольнении по указанным основаниям включение в кадровый резерв производится для замещения должностей гражданской службы той же группы должностей, к которой относится последняя замещаемая служащим должность гражданской службы.
Изменения, связанные с кадровым резервом, были внесены также в ст. 39 Закона о госслужбе. Ранее при возникновении обстоятельств, не зависящих от воли сторон, перечисленных в ч. 1 ст. 39 Закона о госслужбе (призыв на военную службу, избрание на государственную должность и т.д.), была предусмотрена процедура приостановления служебного контракта, то есть служащий на это время освобождался от занимаемой им должности, но оставался в кадровом резерве.
Сейчас в любом из указанных случаев служебный контракт со служащим прекращается, он увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв.
Военная служба по призыву
Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" (далее - Закон N 170-ФЗ) были внесены поправки в ст. 16 и 26 Закона о госслужбе.
До принятия данного закона предъявлять представителю нанимателя документы воинского учета при поступлении на гражданскую службу должны были военнообязанные граждане и лица, подлежавшие призыву. Сейчас понятие "военнообязанный" заменено на понятие "гражданин, пребывающий в запасе".
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Подпунктом "а" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ установлено, что граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу. В силу п. 1 и 4 ст. 52 данного закона указанные граждане зачисляются в запас.
При этом согласно Закону N 170-ФЗ ст. 28 Закона N 53-ФЗ была дополнена следующим пунктом: при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, пп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Для таких лиц было установлено ограничение для поступления на гражданскую службу, и в ст. 16 Закона о госслужбе было внесено соответствующее дополнение. То есть в случае признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, если он не имел на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (кроме граждан, прошедших военную службу по контракту) он не может быть принят на гражданскую службу, а служащий - находиться на ней.
Дополнительное профессиональное образование
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) были приведены в соответствие с ним и некоторые положения Закона о госслужбе*(1).
Поскольку в силу ст. 76 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование получается посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), были внесены изменения в ст. 60-63 Закона о госслужбе. В частности, был исключен такой вид дополнительного профессионального образования, как стажировка.
Реестры должностей гражданской службы
Постановлением КС РФ от 15.11.2012 N 26-П положение ч. 2 ст. 10 Закона о госслужбе было признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленное им требование учитывать при утверждении реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ структуру государственных органов, наименования, категории и группы должностей государственной гражданской службы РФ, установленные реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, рассматривается в судебной практике как подразумевающее необходимость обеспечения тождества системы государственной гражданской службы субъекта РФ с системой федеральной государственной гражданской службы. В связи с этим КС РФ потребовал от федерального законодателя предусмотреть непосредственно в федеральном законе четкие, ясные и соответствующие конституционно значимым целям критерии, которые позволяли бы определять содержание реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом системы и структуры органов государственной власти данного субъекта РФ.
Новая редакция ч. 2 ст. 10 Закона о госслужбе теперь предоставляет субъекту РФ право самостоятельно учреждать должности гражданской службы субъекта РФ с учетом структуры государственных органов данного субъекта РФ. При этом реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ составляется с учетом принципов построения реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.
Запрет на совершение финансовых операций
В соответствии с Законом N 102-ФЗ*(2) была дополнена ст. 17 Закона о госслужбе, устанавливающая запреты, связанные с гражданской службой.
Данные изменения были внесены в связи с принятием Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Закон N 79-ФЗ), который был издан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции.
Итак, с мая 2013 года гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Перечень должностей, на которые распространяется такой запрет, установлен в ст. 2 Закона N 79-ФЗ. При этом указано, что запрет иметь счета в иностранных банках не действует для лиц, занимающих государственные должности в официальных представительствах РФ, находящихся за пределами РФ, а также для их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Лица, на которых распространяется запрет, обязаны были в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона N 79-ФЗ закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
В силу ст. 4 Закона N 79-ФЗ государственные служащие и иные лица, на которых распространяется данный запрет, при представлении сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должны указывать сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, источниках получения средств, за счет которых приобретено такое имущество, своих обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
А граждане, претендующие на замещение государственных должностей, помимо данных сведений, указывают сведения о своих счетах (о счетах супруг (супругов), несовершеннолетних детей), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. В течение трех месяцев со дня замещения гражданином государственной должности счета должны быть закрыты, а хранение наличных средств - прекращено.
Примечание. Проведение проверки регламентируется Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (в редакции от 03.12.2013).
Если лицо, которое обязано соблюдать запрет, не соблюдает его, в отношении него может быть проведена проверка.
Несоблюдение лицом, подпадающим под запрет, а также его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица (ст. 10 Закона N 79-ФЗ). Соответствующим пунктом была дополнена ст. 59.2 "Увольнение в связи с утратой доверия" Закона о госслужбе.
Порядок сообщения служащим о получении подарка
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденным Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297, Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее - Положение).
Запрет на получение подарков и других материальных благ в связи с исполнением должностных обязанностей изначально установлен ст. 17 Закона о госслужбе. Так, подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с указанными мероприятиями, может выкупить его в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Положение определяет порядок сообщения лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, государственными (муниципальными) служащими, служащими ЦБ РФ, работниками ПФР, ФСС, ФОМС и иных организаций, созданных РФ, о получении подарков, а также порядок сдачи и оценки подарков, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от их реализации.
Компенсация за использование личного транспорта
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 N 563 были утверждены Правила выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием (далее - Правила).
Настоящими правилами руководствуются гражданские служащие, служебная деятельность которых связана с постоянными служебными поездками в соответствии с их должностными обязанностями и которые используют в таких разъездах личный транспорт.
Решение о выплате компенсации и возмещении расходов принимается представителем нанимателя в 10-дневный срок со дня получения заявления гражданского служащего, в котором указаны сведения о том, для исполнения каких должностных обязанностей и с какой периодичностью используется личный транспорт. При вынесении решения учитываются необходимость использования личного транспорта, время его использования, а также объем бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему государственному органу.
Максимальный размер компенсации в месяц не должен превышать предельный размер этой компенсации, предусмотренный приложением к данному постановлению. Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).
Выплата компенсации и возмещение расходов гражданскому служащему производятся один раз в текущем месяце за истекший месяц на основании акта федерального государственного органа, в котором определены размеры компенсации и возмещения расходов.
Гражданскому служащему, которому предоставлен служебный транспорт с персональным закреплением, в случае его отказа от этого транспорта и подачи заявления о выплате компенсации и возмещении расходов устанавливается компенсация и возмещаются расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены Правилами.
Е.В. Давыдова,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 07.05.2013 N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"