Учет в малых предприятиях
Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России разработал рекомендации по применению упрощенных способов ведения учета для субъектов малого предпринимательства. Они должны помочь им в постановке и ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.
Субъект малого предпринимательства вправе самостоятельно принять решение о формировании бухгалтерской отчетности и ведении учета либо по упрощенной системе, либо в общем порядке*(1). Такая возможность у компаний появилась с вступлением в силу Закона N 402-ФЗ. Однако организации не могли применять на практике упрощенный способ в связи с отсутствием подзаконных актов. Соответствующие рекомендации были разработаны Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, а именно общие требования по ведению бухучета в компаниях, составлению упрощенной бухотчетности и особенности ведения упрощенного бухучета. В данном документе указаны следующие упрощенные способы ведения учета:
- полная форма (посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов);
- сокращенная форма (посредством двойной записи без регистров бухгалтерского учета активов);
- простая система (без применения двойной записи).
Отметим, что простая система применима только для микропредприятий.
Бухотчетность по упрощенной системе представляет собой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с сокращенным объемом показателей. Отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств компании обязаны составлять только в том случае, если в них содержится информация, без которой нельзя оценить финансовое положение или финансовые результаты деятельности данных организаций.
Кроме того, в документе, разработанном Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, указано, какие формы первичных учетных документов могут использовать компании для ведения бухгалтерского учета. К таким документам можно отнести:
- формы, разработанные компаниями самостоятельно;
- формы, предусмотренные рекомендациями, принятыми органами негосударственного регулирования бухучета;
- иные рекомендованные формы, утвержденные руководителем компании.
При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Законом о бухучете.
Порядок внесения исправлений в первичные документы, предложенный Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, ничем не отличается от порядка, предусмотренного Законом о бухучете.
Е. Подлипалина,
аттестованный профессиональный бухгалтер
"Актуальная бухгалтерия", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.