Учет в аптеке: четыре сложные ситуации, с которыми справится "1С:Бухгалтерия 8"
Для ведения оперативного учета в аптеках есть специализированное отраслевое решение - "1С:Управление аптечной сетью 8". Однако для бухгалтерского и налогового учета в сети аптек оптимально подойдет прикладное решение "1С:Бухгалтерия 8". В статье на четырех примерах показано, как оформить ту или иную аптечную операцию с помощью штатных инструментов "1С:Бухгалтерии 8".
Дробная продажа лекарств
Упаковка для лекарственных препаратов может быть дух видов: первичная - в ней размещаются сами препараты, а также вторичная упаковка, с помощью которой лекарственные препараты перевозятся в первичной упаковке (пластиковые коробки, картонные коробки, и т.д.). Иногда покупатели просят продать отдельные блистеры таблеток или ампулы из упаковок, то есть товар без вторичной упаковки. Что делать в такой ситуации? У этого вопроса есть два аспекта: правовой и бухгалтерский.
С юридический точки зрения дробная продажа товара в аптеке возможна. В соответствии с пунктом 6.9 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 при отпуске лекарственных препаратов допускается нарушение вторичной упаковки с обязательным указанием при этом серии и срока годности лекарственных препаратов на аптечной упаковке и предоставлением необходимой информации.
Аналогичное положение содержится в пункте 2.8 "Порядка отпуска лекарственных средств", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785, согласно которому дробные продажи разрешаются в исключительных случаях при невозможности аптечным учреждением (организацией) выполнить назначение врача (фельдшера).
Теперь рассмотрим этот вопрос с точки зрения бухгалтерского учета. Приходуется товар во вторичной упаковке, например, в картонной коробке. В результате продажи части упаковки, возникает дробное количество товара в остатке и резервах. Помимо того, что в этих остатках будет нелегко ориентироваться провизорам, возможны неучтенные доли стоимости товара (из-за округления при списании).
Самое правильно решение в данной ситуации - использовать инструмент разукомплектации. Отражать комплектацию или разукомплектацию товарно-материальных ценностей, в том числе товаров, в программе "1С:Бухгалтерия 8" можно с помощью документа Комплектация номенклатуры раздела Номенклатура и склад. При этом:
- в качестве вида операции необходимо выбрать Разукомплектацию;
- в поле Номенклатура из справочника номенклатуры выбирается наименование комплекта, который должен быть разукомплектован;
- на закладке Комплектующие заполняется список комплектующих.
В результате себестоимость комплектующих, по которой они поступают на склад, рассчитывается исходя из себестоимости комплекта и той доли, которая указана для комплектующего.
Логично, что право на осуществление подобных действий не должно быть предоставлено обычным провизорам. Если разукомплектация проведена не была, они должны реализовывать товар без нарушения вторичной упаковки.
Еще один вопрос: нужно проводить разукомплектацию товара на складе или товара в аптеке? Выше, при описании порядка отражения операции в программе, говорилось о разукомплектации на складе.
При ином порядке хозяйствующему субъекту придется решить вопрос с ценообразованием и штрих-кодированием товара в аптеке.
Изъятие лекарств из продажи
В соответствии с пунктом 2 "Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674, недоброкачественные лекарственные средства подлежат изъятию и уничтожению по решению владельца указанных лекарственных средств, решению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения или решению суда.
Серия лекарственных препаратов признается фальсифицированной или забракованной после письма Росздравнадзора. Эти письма публикуются на официальном портале учреждения - www.roszdravnadzor.ru. При получении новой информации о забракованных сериях аптеки должны проверить и установить, есть ли такие препараты среди товаров аптеки.
Если аптека применяет ЕНВД или УСН по объекту налогообложения "доходы" налоговых последствий данная операция не имеет. Если аптека применяет ОСНО, необходимо учитывать следующее.
Стоимость недоброкачественных лекарств, а также расходы на их утилизацию (уничтожение) уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ при соблюдении следующих условий:
- утилизация (уничтожение) предусмотрена законодательством;
- организация может документально подтвердить факт утилизации (уничтожения) товаров (актом).
Такой вывод следует из писем Минфина России от 15.04.2011 N 03-03-06/1/238, ФНС России от 16.06.2011 N ЕД-4-3/9487@, от 16.07.2009 N 3-2-09/139.
В программе "1С:Бухгалтерия 8" для отражения этой операции нужно ввести две хозяйственные ситуации:
- списание стоимости товара;
- оприходование услуг по утилизации лекарств.
Первую операцию иногда ошибочно оформляют документом Списание товара. В результате в учете автоматически формируются проводки с применением счета 94, а не счета 91.
Указанный документ применяется в случае порчи или хищения товара и отнесения его стоимости на виновных лиц. Списание аптекой недоброкачественных лекарственных средств - другая ситуация. Здесь нужно применять документ Требование-накладная, который предназначен не только для списания материалов, но и для списания товаров.
Оприходование услуг по уничтожению лекарственных средств следует оформлять в обычном порядке: документом Поступление товаров и услуг с операцией Покупка, комиссия (раздел Покупки и продажи). В данном документе заполняется закладка Услуги.
Маски в период эпидемии гриппа
В период эпидемии гриппа фармацевты работают в масках. Возникает вопрос: как списать данные ТМЦ? Оговоримся сразу, что в бухгалтерском учете особых проблем с учетом одноразовой санитарной одежды не возникает. Единственный вопрос, на который нужно ответить в целях применения специализированной бухгалтерской программы: относить маски к обычным материалам или к спецодежде?
Аптеки, переведенные на уплату ЕНВД, могут не учитывать маски в целях налогообложения. Для других налоговых режимов этот вопрос актуален. Порядок выдачи масок в период эпидемий регулируется несколькими документами. Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 N 65 "О введении Отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви" установлены действующие до настоящего времени нормы выдачи санитарной одежды и санитарной обуви для работников аптечных учреждений.
В данном документе обеспечение сотрудников аптеки одноразовыми масками (даже в период эпидемии) не предусмотрено.
Вместе с тем в настоящее время действует другой важный документ - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 82 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03".
Согласно пункту 7.6 указанных правил на основании анализа эпидемической обстановки по гриппу, данных регистрации заболеваний, в регионах могут проводиться дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространения гриппа, например, ношение марлевых масок.
Таким образом, учесть стоимость лицевых масок в составе материальных расходов для целей налогообложения можно, только если имеется федеральный или региональный нормативный акт, предусматривающий ношение масок работниками предприятий в период эпидемии гриппа.
В программе "1С:Бухгалтерия 8" описанная выше хозяйственная ситуация отражается с помощью документа Требование-накладная (Производство -> Выпуск продукции -> Требования-накладные). Нет причин применять в данном случае документы, предназначенные для учета спецодежды, в частности, документ Передача материалов в эксплуатацию.
Основное отличие документов Требование-накладная и Передача материалов в эксплуатацию в том, что последний применяется к материалам, которые не должны "исчезать" в бухгалтерском смысле после списания. Речь идет о ТМЦ, которые после передачи в эксплуатацию, должны учитываться хотя бы в количественном учете на забалансовых счетах. Одноразовые лицевые маски нет необходимости учитывать на забалансовом счете. Поэтому нет оснований применять документ Передача материалов в эксплуатацию.
При заполнении закладки Материалы документа Требование-накладная необходимо применять следующий порядок:
- в поле Счет учета вводится счет учета производственных запасов (необходимо убедиться, что маски числятся не на счете 41, а именно на счете учета материалов; если на складе материалов не будет, программа не даст произвести списание материалов документом Требование-накладная);
- в поле Счет затрат вводится счет, в дебет которого будут списаны материалы.
Изготовление лекарств из товаров
Себестоимость произведенных в аптеке лекарств складывается, в том числе из:
- стоимости ингредиентов, в том числе стоимости дистиллированной воды, если она включена в пропись рецепта;
- стоимости аптечной посуды;
- стоимости вспомогательных материалов (пробок, колпачков и т.п.).
Возможна ситуация, когда компоненты, используемые в производстве лекарства, в учете числятся как товары. В этом случае необходимо создать документ Перемещение товаров на основании документа Поступление товаров и услуг (меню Покупки и продажи - Покупки). При заполнении документа в поле Счет учета получ. (ред. 2.0) или Счет получателя (ред. 3.0) необходимо выбрать счет, на котором будут учитываться материалы, например, 10.01 "Сырье и материалы". В результате проведения документа будет сформирована проводка Дебет 10 Кредит 41.
Можно ли не осуществлять данных действий, а в учете сразу списать стоимость товаров в состав затрат на производство? Проводка Дебет 20 Кредит 41, хотя и предусмотрена Планом счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), но является не совсем корректной с точки зрения оформления первичных учетных документов. Если в производство списывается актив, числящийся на счете 41, то вызывает вопросы оформление типовой межотраслевой формы N М-11 (Требование-накладная), которая предусмотрена именно для учета материалов. Поэтому лучше все же перевести соответствующее имущество на счет 10 (постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а).
Далее, после перевода товаров в состав материалов, оформляется выпуск готовой продукции в обычном порядке с использованием документа Отчет производства за смену (меню Производство -> Выпуск продукции).
"БУХ.1С", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667