В части 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) сказано, что "автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе)". Если средства, получаемые от приносящей доход деятельности, которая относится к "иным видам деятельности", направляются на нужды и развитие учреждения, значит ли это, что любой вид деятельности по оказанию платных услуг соответствует целям создания АУ и служит их достижению?
При ответе на данный вопрос следует прежде всего разобраться с тем, что такое основные виды деятельности АУ, а что такое "иные" виды. В силу федерального законодательства об автономных учреждениях основной признается деятельность АУ, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (ч. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). В свою очередь, к целям создания автономного учреждения относятся оказание услуг и выполнение работ для осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). В то же самое время и так называемая иная деятельность АУ должна служить достижению целей, ради которых оно создано, и соответствовать этим целям (ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Таким образом, любая деятельность автономного учреждения должна быть направлена на достижение указанных целей - каких-либо различий между основной и "иной" деятельностью здесь нет.
Поэтому отнести рассматриваемую деятельность к "иной" позволяет не просто оказание платных услуг или выполнение платных работ автономным учреждением и последующее использование полученных от этого средств для развития учреждения, а именно то, что оказание платных услуг (выполнение платных работ) непосредственно связано с осуществлением полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в перечисленных выше сферах.
Отметим, что полномочия органов государственной власти субъектов РФ определены в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а полномочия органов местного самоуправления - в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Если та или иная деятельность автономного учреждения никак не может быть соотнесена ни с одним из полномочий, учреждение вообще не вправе заниматься такой деятельностью - хоть на бесплатной, хоть на платной основе.
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
1 февраля 2014 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"