Новые правила осуществления капитальных вложений
С 1 января 2014 года обновлен механизм осуществления бюджетными и автономными учреждениями капвложений. Поправки в БК РФ, о которых мы уже рассказывали на страницах нашего журнала *(1), были приняты в самом конце прошлого года. Более того, к настоящему времени утвержден необходимый пакет подзаконных актов. Каковы теперь процедуры получения целевых средств на строительство и приобретение объектов недвижимости?
В отношении автономных учреждений могут применяться два основных способа финансового обеспечения строительства и приобретения объектов госсобственности: бюджетные инвестиции (реализуются через передачу АУ полномочий госзаказчика) и субсидии на осуществление капитальных вложений. Первому способу посвящена ст. 79 БК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ), второму - ст. 78.2 БК РФ.
В то же время конкретные порядки принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, выделении субсидий на капвложения, а также порядки предоставления указанных средств устанавливаются в отношении учреждений федерального, регионального и муниципального подчинения соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (п. 2 ст. 78.2, п. 2 ст. 79 БК РФ). На федеральном уровне такой пакет документов принят: Правительство РФ утвердило постановления от 09.01.2014 N 13 *(2), 14 *(3), 15 *(4), 16 *(5), которые вступили в силу 22 января текущего года. Аналогичные нормативные акты должны быть изданы в регионах и муниципалитетах.
Подготовка решений о предоставлении средств
Как указано в п. 2 Постановления N 13, реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на капвложения должно предварять принятие органом власти соответствующего решения. При этом не допускается использование сразу двух механизмов: нельзя выделять субсидии в отношении объектов, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, и наоборот.
Процедуры принятия решения по двум способам финансового обеспечения во многом схожи: в отношении субсидий на капвложения эти процедуры определены Постановлением N 14, а в отношении бюджетных инвестиций - Постановлением N 16, которым внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 N 324*(6).
Инициатором подготовки проекта решения выступает орган власти, ответственный за реализацию мероприятий государственной программы РФ, в рамках которых планируется предоставление субсидии. Проект решения согласуется с Минфином (анализируется обоснованность расчета объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта после ввода в эксплуатацию или приобретения) и Минэкономразвития (обязательно его положительное заключение об эффективности использования средств федерального бюджета).
Одним из различий процедур является то, что при подготовке бюджетных инвестиций учитывается большинство затрат, необходимых для строительства. Например, из этих средств финансируется подготовка проектной документации или приобретение прав на использование типовой проектной документации (в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения), выполнение инженерных изысканий, проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов в отношении объекта (пп. "в" п. 1 Постановления N 16). А при разработке проекта решения о предоставлении субсидии на капитальные вложения перечисленные статьи затрат не следует включать в сметную стоимость объекта. Как сказано в п. 7 Постановления N 14, за счет средств рассматриваемой субсидии также не финансируется проведение госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта. Исключение для федеральных бюджетных и автономных учреждений может быть сделано лишь в том случае, если Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган власти примет иное решение.
Примечание. В соглашении о предоставлении субсидии на капвложения должно быть прописано обязательство федерального АУ не расходовать выделяемую субсидию на разработку проектной документации, проведение госэкспертизы, проверку достоверности определения сметной стоимости объекта и некоторые другие работы.
Особенности предоставления средств
Соглашение о передаче полномочий при реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидии на капвложения может быть заключено в отношении нескольких объектов (п. 13, 18 Постановления N 13). Хотя детализация должна быть сделана по каждому из них (объем средств, наименование объекта, мощность, сроки строительства).
Основные условия, которые отражаются в указанном соглашении, закреплены в БК РФ, однако п. 18 Постановления N 13 вносит дополнительные требования к соглашению о предоставлении субсидии. Например, в нем должно быть прописано обязательство федерального БУ или АУ осуществлять расходы, связанные с разработкой проектной документации, проведением госэкспертизы и т.д. (см. выше), без использования субсидии на капвложения (если это не предусмотрено решением органа власти). Другое обязательство, включаемое в соглашение, - осуществлять эксплуатационные расходы по содержанию объекта после ввода в эксплуатацию (приобретения) за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, в объеме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на выполнение госзадания.
Урегулирован в подзаконных актах и вопрос о не использованных на начало очередного финансового года остатках субсидии на капвложения. Согласно п. 23, 24 Постановления N 13 остатки должны быть перечислены в федеральный бюджет, но при наличии у учреждения потребности в них федеральный орган власти может разрешить использовать эти остатки в очередном финансовом году.
Построенные или приобретенные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты закрепляются на праве оперативного управления за федеральным БУ или АУ с последующим увеличением стоимости основных средств. Объекты, возведенные или приобретенные за счет субсидий на капвложения, также увеличивают стоимость основных средств, находящихся на праве оперативного управления у учреждений.
Г.Г. Зайцева,
главный редактор журнала
"Руководитель автономного учреждения"
"Руководитель автономного учреждения", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью Г.Г. Зайцевой "Механизмы реализации автономными учреждениями бюджетных инвестиций", N 10, 2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"