Финансовый менеджмент в автономном учреждении: что это такое?
С момента принятия Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) прошло более семи лет. За это время была наработана немалая теоретическая и практическая база для того, чтобы говорить о таком важном аспекте деятельности АУ, как финансовый менеджмент. В настоящее время существует официально оформленная политика в области финансового менеджмента в государственном секторе, а также АУ накопили практический опыт ведения хозяйственных дел. Возьмем на вооружение имеющийся арсенал средств и попробуем ответить на вопрос, что же такое финансовый менеджмент в АУ.
Цели финансового менеджмента в государственном и коммерческом секторе
Финансовый менеджмент призван повысить результативность хозяйствующего субъекта. У коммерческих компаний мерилом результативности является прибыль либо - в современном, более совершенном проявлении - доходность на вложенный собственником (инвестором) капитал и (или) стоимость (капитализация) организации. В государственные финансы термин "финансовый менеджмент" пришел, когда возникло понимание: недостаточно лишь освоить бюджетные средства, необходимо потратить их эффективно.
Однако эффективность государственных финансов, в отличие от частных, измерить очень сложно. Ведь нельзя определить, что для страны или региона важнее: обеспечить защиту территории, благосостояние граждан, поддержать незащищенные слои общества... Совокупность задач, решаемых с помощью государственных финансов, настолько огромна, что выразить эффективность одним, несколькими, а иногда и десятками показателей практически невозможно, поскольку речь идет о ценностях, которые в денежном эквиваленте не принято измерять, в том числе по этическим соображениям.
Частный капитал в условиях свободной конкуренции перетекает из объектов с низкой доходностью в объекты с высокой доходностью. Инвестору безразлично, благодаря какой отрасли, территории, виду деятельности получены его доходы. Государство же не может себе позволить вкладывать деньги только в те области, которые обещают денежную отдачу. Разделение отраслей, где доминирует частный или государственный капитал, обусловлено и тем, что государство содержит сферы, которые не представляют интереса для бизнеса. Коммерческое предприятие в целях минимизации убытков может уволить персонал, равно как и государство может уволить служащих, если по экономическим соображениям не в состоянии обеспечить их содержание. Но собственных граждан государство "уволить" не может.
Даже если отбросить общественную значимость задач, стоящих перед государством, и сосредоточиться только на выработке адекватных показателей оценки усилий отдельного элемента в общий результат системы в целом, все же трудностей не избежать. Например, если частной организации потребуется измерить вклад в общую прибыль, полученный от затрат на рекламу или обучение кадров, компания будет испытывать схожие затруднения. Для решения этой задачи потребуется принять ряд допущений, учесть множество факторов, влияющих на прибыль, выработать методику расчета, и при этом полученный результат лишь с определенной вероятностью будет верным.
Таким образом, различие между целями финансового менеджмента в общественном и частном секторе присутствует в силу объективных причин. В коммерческих финансах цель легко измерима, деньги свободны в своем обращении. В государственных же финансах цели трудноизмеримы (они обычно ставятся в качественных, а не количественных характеристиках), государство не свободно в распределении денег.
Влияние особенностей АУ на финансовый менеджмент
Автономное учреждение совмещает два направления деятельности:
1) осуществление полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ);
2) внебюджетная деятельность, доходы от которой поступают в самостоятельное распоряжение АУ и используются им для достижения целей, ради которых оно создано (ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
При этом выполнение государственного (муниципального) задания является основной задачей АУ, а ведение предпринимательской деятельности - второстепенной. Ни в одном документе не утверждается, что АУ обязано вести внебюджетную деятельность. Хотя сам факт того, что учреждение выбрало для себя статус автономного, говорит о его твердом намерении зарабатывать дополнительные средства за счет неосновного направления работы.
Примечание. Финансовый менеджмент как управленческая деятельность охватывает следующие этапы: планирование, организация процесса достижения целей и задач в области финансов, учет и отчетность, контроль.
Исходя из сказанного справедливо считать, что в ближайшей перспективе финансовый менеджмент в АУ станет развиваться под влиянием двух факторов:
1) политики, проводимой в области финансового менеджмента в государственном секторе, и ее воздействия на деятельность автономных учреждений как объектов управления;
2) адаптации традиционного финансового менеджмента к нуждам АУ с учетом особенностей их правового статуса.
Теперь перейдем к анализу системы финансового менеджмента в АУ с применением того инструментария, который выработан экономической наукой и сформирован в принятых государственными органами документах, посвященных управлению бюджетными средствами.
Система финансового менеджмента в АУ
Экономическая теория изучает финансовый менеджмент в разных срезах, выявляя его функции, цели и задачи, элементы, методы и средства, процедуры... Автор предлагает на данном этапе зрелости финансового менеджмента в АУ остановиться лишь на двух сторонах, которые будут рассмотрены ниже: основные функции и основные концепции.
Основные функции позволяют организовать финансовый менеджмент как последовательную и стройную систему управления. Основные концепции наделяют руководителя АУ и финансовых работников передовыми методами управления финансами с тем, чтобы деятельность осуществлялась на высоком профессиональном уровне.
Совокупность процессов финансового менеджмента
Финансовый менеджмент как управленческая деятельность реализуется на основе четырех функций - планирование, организация, учет и отчетность, контроль. Данный подход соответствует смыслу финансового менеджмента, придаваемому ему главным финансовым ведомством страны - Минфином. По его мнению, мониторинг качества финансового менеджмента заключается в анализе и оценке совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит)*(1).
Планирование
Процесс планирования заключается в определении стратегии достижения поставленных целей. Материальным воплощением этого процесса выступает система планов и элементов финансовой политики:
- план финансово-хозяйственной деятельности;
- бюджет;
- инвестиционная политика;
- ценовая политика;
- налоговая политика;
- оценка инвестиционных проектов;
- анализ макроэкономического окружения и конъюнктуры рынка.
Организация
Организация финансового менеджмента призвана объединить усилия сотрудников, реализующих цели и задачи в области финансов на основании утвержденных регламентов и процедур.
Частями финансовой политики, относящимися к организации финансового менеджмента, являются:
- нормы и нормативы;
- кредитная политика (регулирует отношения с банками и кредиторами);
- политика в области управления затратами;
- политика управления денежными средствами и оборотным капиталом;
- финансовая структура.
Учет и отчетность
Автономные учреждения организуют учет по специально разработанному для них плану счетов и инструкции по его применению*(2). В состав бухгалтерской отчетности АУ входят следующие формы отчетов*(3):
1) баланс государственного (муниципального) учреждения;
2) справка по консолидируемым расчетам учреждения;
3) справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года;
4) отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности;
5) отчет о принятых учреждением обязательствах;
6) отчет о финансовых результатах деятельности учреждения;
7) пояснительная записка к балансу учреждения.
Элементами финансовой политики, относящимися к функции учета и отчетности, являются:
- учетная политика;
- учетная политика для целей налогообложения;
- управленческая учетная политика.
Контроль
В отношении некоторых сфер деятельности законодательство предусматривает повышенный уровень контроля. Например, коммерческие банки, привлекающие средства вкладчиков, находятся под неусыпным пруденциальным надзором ЦБ РФ. Похожая ситуация складывается в отношении государственных (муниципальных) учреждений: они распоряжаются не собственными, а бюджетными средствами, то есть средствами, которые принадлежат всем налогоплательщикам. До недавнего времени финансовый менеджмент в госучреждениях сводился к контролю расходования бюджетных средств, да и в настоящий момент контроль остается самой важной функцией финансового менеджмента.
Контроль нацелен на управление двумя категориями рисков - бюджетными и предпринимательскими.
В органах власти под бюджетными рисками подразумевается возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета, неэффективного управления ликвидностью счета по учету средств федерального бюджета, а также неэффективного использования средств федерального бюджета в текущем финансовом году при условии сохранения в текущем финансовом году качества финансового менеджмента, достигнутого в отчетном периоде*(4). Применительно к автономным учреждениям бюджетный риск заключается в возможности невыполнения задания учредителя.
Предпринимательские риски - риск убытков (неполучения ожидаемых доходов) от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами или изменения условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам*(5). АУ несут указанные риски при ведении внебюджетной деятельности.
Основные концепции финансового менеджмента и их применение в деятельности АУ
Финансовый менеджмент как наука базируется на ряде концепций. Для автономных учреждений актуальными являются следующие.
Концепция временной стоимости денег предполагает, что средства, имеющиеся в настоящий момент, более предпочтительны по отношению к полученным в будущем: "нынешние" деньги могут приносить доход, будучи сбереженными или вложенными. Количественной мерой стоимости денег является процентная ставка. АУ используют данную концепцию временной стоимости денег при расчете эффективности новых проектов, определении полной стоимости банковских кредитов, ценообразовании на услуги и во всех других случаях, когда надо сопоставить единовременные и периодические платежи или суммы, относящиеся к разным моментам времени.
Примечание. Финансовый менеджмент охватывает широкую область действий АУ, начиная с неукоснительного соблюдения процедур, определенных Бюджетным кодексом, и заканчивая максимизацией прибыли за счет внебюджетной деятельности.
Концепция зависимости между риском и доходностью гласит, что между первым и второй существует обратная зависимость. Погоня за высокими доходами чревата серьезными потерями, однако риск - это суть предпринимательской деятельности. Избежание риска означает полное отсутствие прибыли и гибель коммерческой организации. Мерилом допустимой величины риска является величина собственных средств (капитала) организации. По мнению автора, основная угроза для АУ в целом заключается в разрешении им заниматься внебюджетной деятельностью при отсутствии утвержденных нормативов риска этой деятельности.
Концепция денежного потока предлагает в качестве оценки результативности вместо показателя "прибыль" использовать альтернативный, а именно "денежный поток". Прибылью манипулировать гораздо проще, чем деньгами, что повышает доверие к денежному потоку как показателю. Автономные учреждения применяют концепцию денежного потока путем повышения оборачиваемости запасов, ускорения погашения дебиторской задолженности, увеличения договорных сроков погашения кредиторской задолженности.
Согласно концепции альтернативных издержек в результате выбора одного из возможных вариантов использования ресурсов происходит отказ от других вариантов. Упущенная прибыль измеряется величиной выгоды наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Данная концепция может пригодиться АУ при выборе между вариантами использования помещений (сдача в аренду или самостоятельное ведение внебюджетной деятельности), временном размещении денежных средств (банковский депозит, ценные бумаги или иные инструменты), оценке потерь при простое оборудования и т.п.
Концепция стоимости капитала. Несмотря на то, что само понятие "капитал" малоприменимо к АУ, эта концепция может ими успешно использоваться. Коммерческие компании рассчитывают среднюю стоимость капитала, чтобы знать минимально допустимый уровень доходности, который следует поддерживать при инвестировании вверенных в управление средств собственников. АУ используют, в частности, данную концепцию, чтобы убедиться в том, что ставка по заемному капиталу (банковским кредитам) не превышает доходность от внебюджетной деятельности. В противном случае наличие банковского кредита при низком уровне дохода от дополнительных платных услуг приведет к убыткам.
Концепция агентских отношений предполагает, что в определенных ситуациях отношения между учредителем и руководством организации, а также между учредителем и ее кредиторами могут иметь разные цели. Экономическая наука полагает, что во избежание нежелательных последствий из-за конфликта интересов целесообразно пойти на так называемые агентские издержки, в числе которых затраты на проведение аудита и иные затраты по контролю с целью соблюдения интересов собственника. Внешний контроль за деятельностью АУ сосредоточен в руках государственных органов и, следовательно, на себе АУ (в отличие от коммерческих организаций, подлежащих обязательному аудиту) бремени затрат практически не ощущают.
Заключение
Уровень финансового менеджмента определяется степенью свободы хозяйствующего субъекта. В отношении АУ степень этой свободы окончательно не определена, что обусловлено объективными причинами: периодом становления финансового менеджмента в госсекторе, относительно небольшим сроком существования АУ как типа государственного (муниципального) учреждения.
Пока нет документа, в котором бы прописывались правила организации финансового менеджмента в АУ. Однако понятно, что данный менеджмент охватывает широкую область действий АУ: от неукоснительного соблюдения процедур, определенных Бюджетным кодексом, до максимизации прибыли за счет внебюджетной деятельности. Задача руководителя автономного учреждения - найти баланс интересов, чтобы вверенное ему учреждение могло считаться успешным с точки зрения большинства заинтересованных в АУ лиц и в первую очередь учредителя.
О.Е. Орлова,
эксперт журнала
"Руководитель автономного учреждения"
"Руководитель автономного учреждения", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 1 Положения об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 13.04.2009 N 34н.
*(2) Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
*(3) Пункт 12 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
*(4) Пункт 2 Порядка осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента (утв. Приказом Минфина РФ от 19.10.2011 N 383).
*(5) Подпункт 3 п. 2 ст. 929 ГК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"