Что делать юридическому лицу, если его банк лишили лицензии?
Известие об отзыве лицензий сразу у нескольких крупных банков осенью прошлого года прозвучало как гром среди ясного неба. Отзвуки можно слышать и сейчас, поскольку в различных СМИ периодически появляются сообщения о незавидной участи тех или иных кредитных учреждений*(1). Причины происходящего, безусловно, важны и интересны, и дискутировать на эту тему можно довольно долго. Между тем для юридических лиц (как наименее защищенной категории клиентов кредитных организаций) значимым является другой момент: как вернуть денежные средства, "зависшие" на счете в проблемном банке. О том, какие действия нужно предпринять организации (чтобы спасти хотя бы часть средств), поговорим в рамках данной статьи.
Вместо вступления
Любой банк может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выданной надзорным органом - Центробанком (ее номер можно увидеть на официальном сайте банка). Соответственно, полномочиями по отзыву лицензии у банка наделен только надзорный орган.
Отзыв лицензии у банка происходит после выявления грубых нарушений норм действующего законодательства РФ в сфере банковской системы. В частности, в ст. 20 Закона N 395-1*(2) приведен перечень оснований (кстати, пополняемый регулярно) для подобного отказа. При этом законодателем разграничены ситуации, когда Центробанк может отозвать лицензию и когда он обязан это сделать. Например, задержка более чем на 15 дней в представлении ежемесячной отчетности надзорной инстанции или осуществление операций, не поименованных в лицензии, может стать поводом для ее отзыва. А вот снижение уставного капитала или собственных средств ниже установленного минимального уровня, а также неспособность выполнить требования кредиторов по денежным обязательствам или участие банка в легализации доходов, полученных преступным путем, - это уже безусловные основания для отзыва лицензии у кредитного учреждения.
Лицензия на осуществление банковских операций отзывается в течение 15 дней со дня получения органами Центробанка, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для такого отзыва. Данное решение надзорного органа может быть обжаловано в 30-дневный срок.
Если для физических лиц отзыв лицензии у обслуживающего банка, как правило, выливается в крупные неприятности, поскольку получить обратно свои денежные средства (не более 700 тыс. руб.) они могут только по истечении некоторого периода времени, то юридические лица в данной ситуации рискуют утратить денежные средства, аккумулированные на счетах в проблемном банке. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством страхованию подлежат лишь размещаемые в банках на территории РФ денежные средства (включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада) физических лиц (ст. 2 Закона N 177-ФЗ*(3)). Тогда как денежные средства, размещенные на банковских счетах юридических лиц, в настоящее время не защищены системой страхования вкладов, следовательно, вернуть хотя бы часть таких денежных средств удается далеко не всегда.
Каковы правовые и экономические последствия?
Отзыв лицензии означает, что впоследствии банк будет ликвидирован либо в соответствии с требованиями ст. 23.1 Закона N 395-1 (то есть по инициативе Центробанка), либо в соответствии с требованиями Закона N 40-ФЗ*(4) (после признания банка банкротом будет введено конкурсное производство). Решение о порядке ликвидации банка и о необходимости применения процедуры банкротства принимает временная администрация банка, которая назначается Центробанком на следующий день после отзыва лицензии и действует до назначения ликвидатора или конкурсного управляющего.
Для клиентов банка отзыв лицензии означает приостановление любых банковских операций организации, а также прекращение перевода денежных средств на счета контрагентов. Иными словами, перевод юридическим лицом денежных средств из проблемного банка на счета в другие кредитные организации в такой ситуации не представляется возможным. Определенные операции по расчетному счету (например, осуществление авансовых, в том числе налоговых, платежей) возможны лишь накануне отзыва лицензии. Начиная с дня, когда лицензия будет отозвана, единственный шанс спасти "зависшие" деньги (хотя бы частично, поскольку требования кредиторов - юридических лиц удовлетворяются в третью очередь) - это заявить о своих требованиях временной администрации, в полномочия которой входит установление всех кредиторов банка и размера их требований.
Существенный момент: размер денежных обязательств кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, включаемых впоследствии в реестр требований кредиторов, определяется в рублях по курсу, установленному Центробанком на день отзыва у кредитной организации лицензии (ст. 20 Закона N 395-1, п. 12 ст. 22.1 Закона N 40-ФЗ). Иными словами, остаток денежных средств, размещенных на валютном счете, определяется на дату отзыва лицензии, и в дальнейшем данная сумма не пересчитывается.
Как заявить о своих требованиях?
Первое, что хотелось бы посоветовать юридическим лицам, оказавшимся в подобной ситуации, - не тянуть с подачей заявления о возврате денежных средств, размещенных на счетах в банке. В противном случае этот вопрос придется решать уже в судебном порядке.
Стандартной формы для подобного заявления не предусмотрено, его можно оформить в произвольном виде. Главное - соблюсти следующие правила. В заявлении юридическому лицу нужно сообщить максимально подробные сведения о себе (в частности, наименование, регистрационные данные, адрес, реквизиты для перечисления средств) и приложить копии документов, подтверждающие полномочия исполнительного органа (п. 8 ст. 22.1 Закона N 40-ФЗ). Для обоснования размера истребуемых денежных средств к заявлению имеет смысл приложить договор банковского счета или договор на расчетно-кассовое обслуживание, а также выписки и другие документы, подтверждающие факт поступления денежных средств. Полагаем, не лишним будет напомнить о том, что в распоряжении организации должен остаться документ, фиксирующий факт и дату передачи упомянутого заявления со всеми прилагающимися к нему документами временной администрации банка.
Решение о включении или отказе во включении в реестр требований кредиторов, который, в свою очередь, передается впоследствии ликвидатору или конкурсному управляющему, временная администрация обязана принять в течение 30 дней со дня получения такого заявления от юридического лица. В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются сведения о размере и составе его требования к должнику, а также об очередности его удовлетворения (п. 10 ст. 22.1 Закона N 40-ФЗ).
При достаточности денежных средств или имущества у кредитной организации для осуществления выплат всем кредиторам происходит возмещение средств и банк ликвидируется. Но это в теории. На практике наиболее вероятен наихудший для юридического лица вариант, когда выявляется недостаточность средств кредитной организации для осуществления указанных выплат, вследствие чего начинается процедура банкротства. Следовательно, удовлетворить свои требования в порядке очередности организация может лишь после вступления в силу решения суда о признании кредитной организации несостоятельной и открытия конкурсного производства (п. 1 ст. 50.16 Закона N 40-ФЗ). При этом требования клиентов, не удовлетворенные в ходе конкурсного производства по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными (п. 10.6, 11 ст. 50.40 Закона N 40-ФЗ).
Означает ли отзыв лицензии у банка закрытие расчетного счета?
По правилу, установленному пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны в семидневный срок сообщать в налоговый орган о закрытии расчетного срока. Нарушение указанного срока является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 118 НК РФ и взыскания штрафа в размере 5 000 руб.
Закрытие расчетного счета происходит в том случае, если расторгается договор банковского счета (п. 4 ст. 859 ГК РФ). И неважно, кто является инициатором подобного расторжения - сам банк или организация.
В ситуации, когда у банка отзывается лицензия, автоматического закрытия расчетного счета обслуживаемого юридического лица не происходит. По меньшей мере в перечне правовых последствий отзыва лицензии, поименованных в ст. 20 Закона N 395-1, этот момент не отражен. Более того, из названной статьи следует, что банк осуществляет возврат платежей, поступающих в адрес организации от контрагентов после дня отзыва лицензии.
Таким образом, отзыв лицензии у банка не является самостоятельным основанием для расторжения договора банковского счета. Поэтому уведомлять налоговый орган о закрытии расчетного счета на момент отзыва лицензии не нужно. Подобное уведомление контролерам нужно направить только после ликвидации банка и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Еще немного полезной информации
Про заработную плату
В соответствии со ст. 236 ТК РФ работодатель несет ответственность за несвоевременную выдачу заработной платы. За каждый день просрочки он обязан выплатить компенсацию в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Причем ситуация, связанная с неперечислением заработной платы на счета работников вследствие отзыва лицензии у обслуживающего банка, не является обстоятельством, освобождающим от такой ответственности. Дело в том, что обязанность выплатить указанную компенсацию носит безусловный характер. И это еще не все. На основании ст. 237 ТК РФ работник может потребовать возмещения морального вреда, причиненного ему задержкой выплаты заработной платы.
Про кредитные обязательства
Существует мнение, что наличие кредитных обязательств у организации перед проблемным банком сможет минимизировать ее финансовые потери в связи с приостановлением банковских операций. Увы, это не так. Статья 20 Закона N 395-1 налагает запрет на прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета однородных требований с момента отзыва у кредитной организации лицензии. Иными словами, обязательства по внесению текущих и основных платежей по кредитам не прекращаются (и не приостанавливаются) в связи с отзывом лицензии.
Таким образом, организация по-прежнему в установленные кредитным договором сроки обязана осуществлять регулярные платежи в счет погашения кредита. Платежи следует осуществлять на реквизиты счета, указанные в договоре, поскольку даже после отзыва лицензии проблемный банк продолжает принимать платежи. При этом важно сохранить все платежные документы, так как кредитный портфель проблемного банка в процессе ликвидации, как правило, продается другой коммерческой организации, а значит, существует риск, что придется доказывать новому кредитору факт своевременного перечисления платежей.
Существенный момент: если возникнут проблемы с перечислением сумм для погашения кредитного обязательства непосредственно в банк (в тот, который изначально выдал кредит, или в тот, который впоследствии перекупил кредитный портфель), организация может воспользоваться правом, предусмотренным ст. 327 ГК РФ, - внести денежные средства в депозит нотариуса. Добавим, этот способ прекращения обязательств организация может использовать и в других ситуациях (см., например, Постановление ФАС МО от 23.12.2013 N Ф05-16205/2013).
Про банковскую гарантию
Прежде несколько слов скажем о самих банковских гарантиях, используемых в налоговых целях и не только.
До 01.10.2013 Налоговый кодекс позволял налогоплательщикам использовать банковскую гарантию в качестве обеспечения обязанности по возврату НДС, неправомерно возмещенного в заявительном порядке, и соответствующей суммы процентов, а также по уплате акциза (ст. 176.1, 204 НК РФ). После указанной даты исполнение обязанности по уплате любых налогов и сборов, в том числе при изменении срока их уплаты, может обеспечиваться банковской гарантией (помимо обеспечения залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика). Соответствующие поправки в п. 5 ст. 61 и п. 1 ст. 72 НК РФ внесены Законом N 248-ФЗ*(5). Требования к банкам, чьи гарантии могут использоваться в этих целях, а также к самим банковским гарантиям приведены в новой ст. 74.1 НК РФ. В ней нашли отражение общие требования к банковской гарантии и банкам, выдавшим ее в целях НДС и акцизов.
Однако банковские гарантии используются юридическими лицами не только в качестве обеспечения исполнения налоговых обязанностей. К указанному способу обеспечения активно обращаются в коммерческой деятельности те организации, чья деятельность связана, например, с исполнением государственных контрактов. Выдавая этот документ, банки принимают на себя возможные финансовые риски победителя тендера, которые могут возникнуть в ходе исполнения госконтрактов (ст. 44 Закона N 44-ФЗ*(6)).
Отзыв лицензии у банка, выдавшего гарантию, не означает ее автоматического аннулирования. Однако ценность такой гарантии после даты отзыва лицензии у банка ничтожно мала. Поясним. Как упоминалось выше, перечень правовых последствий отзыва лицензии приведен в ст. 20 Закона N 395-1, но об аннулировании банковских гарантий в ней не сказано ни слова. Теоретически это означает, что банк должен выполнить требование о выплате по гарантии. В то же время названная статья устанавливает запрет на исполнение банком обязательств, включая обязанности по уплате обязательных платежей. Таким образом, после отзыва лицензии у банка гарантия, ранее выданная этим банком, становится для организации бесполезным инструментом, воспользоваться которым она вряд ли сможет.
* * *
Обобщим сказанное. В настоящее время денежные средства, размещенные на банковских счетах юридических лиц, не защищены системой страхования вкладов. Поэтому в случае отзыва лицензии у обслуживающего банка (как показывает практика, от этого не застрахована даже крупная кредитная организация) и введения в отношении него конкурсного производства юридическое лицо несет существенные риски, связанные с невозвратом денежных средств, ранее размещенных на счетах в этом банке. Минимизировать свои потери организация может, если без промедления заявит временной администрации банка о своих требованиях - ну и, конечно, если в дальнейшем будет более осторожна в выборе обслуживающего банка.
Кроме того, организациям (не исключено) придется решить и ряд других проблем (обозначенных в данном материале), обусловленных отзывом лицензии. Полагаем, рекомендации, приведенные в нашей статье, окажутся полезными для читателей. При этом очевидно, что в конкретной ситуации, возникшей у организации, почти всегда возникнут обстоятельства, которые позволят найти свое (оригинальное) решение проблемы.
Т.М. Медведева,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 5, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Так, по сообщениям СМИ, Центробанк отозвал лицензию в период с 31.01.2014 по 11.02.2014 у четырех московских кредитных организаций - ООО "Мой Банк" и ООО "Природа", АКБ "ЛИНК-банк" (ОАО) и КБ "ЕВРОТРАСТ" (ЗАО). Кроме того, были аннулированы лицензии двух региональных кредитных учреждений - ОАО "НДКО "МЦМ" (Воронеж) и ООО "РНКО "Традиция" (Кемерово).
*(2) Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
*(3) Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
*(5) Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
*(6) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"