У молодой семьи, проживающей в Люберецком муниципальном районе Московской области, есть малолетний ребёнок (1 год 7 месяцев), ребенок поставлен на очередь в детский сад (ясли). Пока же в детском саду мест нет.
Какие существуют последствия незачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение ввиду отсутствия свободных мест? Имеет ли семья право на какие-либо компенсации в этой связи?
Часть 2 ст. 43 Конституции РФ гарантирует каждому право в том числе на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. На федеральном уровне данная конституционная гарантия конкретизирована в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актах.
Закон N 273-ФЗ предусматривает, что прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1 ст. 55 Закона N 273-ФЗ). Прием на обучение по основным общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено законом (ч. 3 ст. 55 Закона N 273-ФЗ).
Более конкретно вопросы приема детей на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования разрешаются нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований (п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Так, на территории Люберецкого района Московской области действуют Закон Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ "Об образовании" (принят постановлением Московской областной Думы от 11 июля 2013 г. N 17/59-П), а также Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся, воспитанников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, утвержденное постановлением Главы Люберецкого муниципального района Московской области от 10 апреля 2009 г. N 676-ПГ (далее - Положение), и Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области", утвержденный постановлением Администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 27 мая 2013 г. N 1212-ПА (далее - Регламент).
Данные нормативные акты предусматривают, что прием детей осуществляется руководителями дошкольных учреждений на основании путевки, выданной Управлением образования, заявления родителей (законных представителей), паспорта родителя (законного представителя), свидетельства о рождении ребенка, поступающего в МДОУ, медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (п. 2.18 Положения). Количество групп в дошкольных учреждениях определяется в зависимости от санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости, при расчете норматива бюджетного финансирования (п. 2.4 Положения). Комплектование ДОУ на очередной учебный год осуществляется в соответствии с утвержденным количеством групп и свободных мест в них на очередной учебный год с 1 мая по 30 июня текущего года (п. 58.3 Регламента).
Таким образом, поступление в учреждение дошкольного образования ограничено имеющимся количеством мест.
Однако последствия незачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение ввиду отсутствия свободных мест Законом N 273-ФЗ не установлены. Также они не были установлены Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", утратившим силу с 1 сентября 2013 г.
Отметим, что 1 июня 2011 г. в Государственную Думу РФ вносился проект федерального закона N 556611-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", предусматривавший выплату родителям (законным представителям) компенсации за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Однако 5 сентября 2011 г. законопроект был возвращен авторам в связи с несоблюдением требований ч. 3 ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы РФ. Законопроект N 36507-6 аналогичного содержания был повторно внесен в Государственную Думу РФ 14 марта 2012 г., однако 19 сентября 2013 г. он также был возвращен субъекту права законодательной инициативы (смотрите информацию на официальном сайте Государственной Думы РФ по адресу: http://www.duma.gov.ru/systems/law/).
Таким образом, на сегодняшний день право на получение родителем компенсации либо пособия ввиду непредоставления ребенку места в дошкольном образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрено.
Соответствующий вопрос в настоящее время решается на уровне регионального законодательства и нормативных актов местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Так, на территории Московской области ранее действовало распоряжение Главы Администрации Московской области от 15 декабря 1993 г. N 868-Р "О выплате дотации на детей, не посещающих детские дошкольные учреждения" (далее - Распоряжение). Распоряжением с 1 января 1994 г. за счет средств бюджета области устанавливалось ежемесячное пособие на ребенка, не пользующегося услугами детского дошкольного учреждения. Однако с учетом полной обеспеченности населения области местами в детских дошкольных учреждениях действие Распоряжения было приостановлено начиная с 21 ноября 1996 г. (п. 19 постановления Главы Администрации Московской области от 1 ноября 1996 г. N 561-ПГ).
Тем не менее в ряде муниципальных образований, расположенных на территории Московской области, в настоящее время предусмотрены компенсационные выплаты семьям, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения (смотрите, например, постановление Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 29 декабря 2012 г. N 5336 "Об утверждении порядка выплаты компенсации многодетным семьям, дети которых не посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения Ленинского муниципального района"; постановление Администрации городского округа Долгопрудный Московской области от 21 июня 2012 г. N 427ПА/н "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги Управления образования Администрации г. Долгопрудного "Социальная поддержка семей, имеющих детей (компенсация семьям, дети которых не посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Долгопрудного)").
Однако, к сожалению, какие-либо нормативные акты Люберецкого муниципального района, которые бы предусматривали компенсационные выплаты семьям, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения, нам обнаружить не удалось.
За официальными разъяснениями предлагаем Вам обратиться в Управление образования Люберецкого района Московской области, задав вопрос на сайте управления по адресу: www.lubedu.msk.ru (раздел "Контакты").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
26 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.