Какие предусмотрены особенности расчета налоговой базы налога на имущество организаций по кадастровой стоимости имущества?
Соответствующий порядок определен вступившей в силу с 1 января 2014 года ст. 378.2 НК РФ. Ее нормами определены не только предусмотренные п. 2 ст. 375 НК РФ правила расчета налоговой базы по кадастровой стоимости имущества, но и некоторые особенности исчисления и уплаты авансовых платежей и суммы налога по нему. Для этих целей установлены:
- виды имущества, в отношении которых допускается расчет налоговой базы по кадастровой стоимости (п. 1);
- легальные определения понятий "административно-деловой центр" и "торговый центр (комплекс)", "фактическое использование нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания" (п. 3, 4, 5);
- порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (п. 9);
- основания, условия и порядок перехода на территории субъекта РФ к определению налоговой базы по кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2);
- порядок формирования и сообщения перечня объектов, в отношении которых допускается расчет налоговой базы по кадастровой стоимости и доведению его до всеобщего сведения (п. 7, 8, 10);
- особенности расчета кадастровой стоимости помещений (п. 6);
- особенности расчета налоговой базы по кадастровой стоимости объекта (п. 1), в т.ч. в случаях несвоевременного выявления объекта налогообложения (п. 10, подп. 2 п. 12) или несвоевременного утверждения его кадастровой стоимости (п. 6, подп. 2 п. 12, п. 14);
- порядок информирования участников договоров о совместной деятельности, простого товарищества, инвестиционного товарищества о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей (п. 11);
- особенности исчисления авансовых платежей и суммы налога (п. 12, 13), а также их уплаты (п. 13).
На основании п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
Исходя из буквального изложения подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ можно предположить, что действие данной нормы распространяется все же исключительно на нежилые помещения, в зависимости от их документального или фактического использования. Применение данной нормы к жилым помещениям, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, недопустимо.
Для перечисленных в подп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектов, налоговая база до 1 января 2014 года исчислялась в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ по их инвентаризационной стоимости. Норма абз. 2 п. 2 ст. 378.2 НК РФ определяет, что после принятия закона субъекта РФ, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, для объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ не допускается обратный переход к определению налоговой базы по их среднегодовой стоимости. Данный запрет в его современном изложении является абсолютным.
Фактически он сохраняет свою силу, в т.ч. и в случае отмены указанного закона субъекта РФ. Также из норм п. 2 ст. 378.2 НК РФ следует, что определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть установлено законом субъекта Российской Федерации исключительно по всем категориям объектов, перечисленных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Возможность выборочного введения данной системы определения налоговой базы субъектам РФ не предоставлена. Такое толкование данной нормы не противоречит предусмотренному п. 7 ст. 378.2 НК РФ порядку. Из установленных в пп. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ легальных определений понятий следует вывод, что расчет налоговой базы по кадастровой стоимости имущества не допускается в отношении административно-деловых или торговых центров, размещенных в жилом здании, а также в зданиях, строениях или сооружениях, не являющихся отдельно стоящими (к примеру, в пристройках к основному зданию).
В правоприменительной практике отдельно стоящими обычно признаются здания, имеющие отдельные входы, не связанные общими коммуникациями, не имеющие общего фундамента, совместно обслуживаемых помещений, в том числе подвальных, а также совместных наружных ограждающих стен и кровли.
А. Зрелов,
к.ю.н., член экспертного совета при ТПП РФ
по совершенствованию
налогового законодательства
и правоприменительной практики
1 марта 2014 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1