Изменения в правовом регулировании деятельности микрофинансовых организаций
Федеральным законом от 21.12.2013 N 375-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 375-ФЗ), вступающим в силу 22.06.2014, за исключением отдельных положений, не затрагивающих рассматриваемых вопросов, были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность микрофинансовых организаций.
Какие конкретно изменения были внесены в Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ)? Каким образом изменились меры ответственности микрофинансовых организаций за административные правонарушения?
Изменения в порядке создания и деятельности микрофинансовых организаций
Порядок создания и деятельности микрофинансовых организаций (МФО) регламентирован Федеральным законом N 151-ФЗ, в который были внесены следующие изменения.
Во-первых, уточняется само понятие микрофинансовой организации. Так, микрофинансовая организация - это юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном законом. В действующей редакции речь идет про бюджетные учреждения в качестве исключения. Данное новшество связано с изменением правового статуса бюджетных и казенных учреждений. Поэтому в закон включены положения, допускающие создание МФО в форме бюджетного учреждения и содержащие запрет на создание МФО в форме казенного учреждения.
Во-вторых, отдельные изменения затронули требования к учредителям (участникам) МФО: лицо, которое прямо или косвенно получило право распоряжения 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал МФО, обязано уведомить МФО и Банк России (ранее - федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг) в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России (ранее - нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг). Данные изменения носят скорее технический характер и связаны с передачей Банку России функций мегарегулятора, в том числе по регулированию деятельности рынка ценных бумаг.
В-третьих, уточняется порядок использования наименования "микрофинансовая организация". Ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением включенных в государственный реестр МФО и создаваемых для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса МФО, не может использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация". Юридическое лицо, создаваемое для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса МФО, вправе использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация" в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. В случае утраты статуса МФО данное лицо обязано исключить из своего наименования это словосочетание в течение 30 рабочих дней со дня исключения такого лица из государственного реестра МФО. То есть юридическому лицу дается 30 дней со дня регистрации для улаживания всех формальностей в качестве МФО. Этот же срок предусмотрен в случае утраты статуса МФО.
К сведению. С 1 января 2014 года МФО не вправе применять УСНО. Соответствующие поправки внесены в пп. 20 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Государственный реестр МФО. Вводится дополнительное основание для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО: наличие в нем полного и (или) сокращенного наименования МФО, в том числе полного или сокращенного фирменного наименования, совпадающего с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным или сокращенным фирменным наименованием юридического лица, подавшего заявление о внесении сведений о данном юридическом лице в указанный реестр, или сходного с ним до степени смешения, при условии, что соответствующие сведения о МФО были внесены в ЕГРЮЛ ранее сведений о юридическом лице, подавшем заявление. Это связано с наличием в государственном реестре МФО большого количества организаций с одинаковыми названиями.
Изменяется порядок исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра МФО. Основания для исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра МФО Банком России остаются такие же, как в случае подачи соответствующего заявления МФО с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО и ликвидации МФО как юридического лица. Кроме того, устанавливается, что сведения о юридическом лице из этого реестра могут быть исключены Банком России на основании решения в случае неоднократного в течение года:
- несоответствия органов управления МФО требованиям Федерального закона N 151-ФЗ;
- нарушения МФО Федерального закона N 151-ФЗ, нормативных актов Банка России;
- нарушения МФО требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (кроме п. 3) Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- существенного нарушения утвержденных МФО правил предоставления микрозаймов и (или) существенно недостоверных отчетных данных.
Информация об исключении юридического лица из государственного реестра МФО размещается в местах обслуживания клиентов, а также на официальном сайте юридического лица, исключенного из государственного реестра МФО.
В случае утраты юридическим лицом статуса МФО оно направляет в Банк России в установленный срок свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО в соответствии с порядком ведения этого реестра.
Дополнительные обязанности МФО. Также для МФО устанавливается дополнительная обязанность перед клиентами: проинформировать лицо, подавшее заявку в МФО на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма о том, что данная МФО включена в государственный реестр МФО, и по его требованию предоставить копию документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в реестр.
Ограничение деятельности МФО. Изменения касаются ограничений на привлечение денежных средств физических лиц. МФО не вправе привлекать такие средства. Согласно новым правилам данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:
- являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) МФО;
- предоставляющих денежные средства в рамках договора займа, заключенного одним заимодавцем с МФО на сумму 1,5 млн. руб. и более, при условии, что сумма основного долга МФО перед таким займодавцем не должна составлять менее 1,5 млн. руб. в течение всего срока действия указанного договора;
- приобретающих облигации МФО номинальной стоимостью более 1,5 млн. руб. каждая, а также являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и приобретающих облигации МФО, предназначенные для квалифицированных инвесторов.
В действующем Федеральном законе N 151-ФЗ присутствует лишь ограничение по сумме займа в 1,5 млн. руб. Никаких дополнительных ограничений не налагается. Новшествами вводится также разрешение на привлечение денежных средств физическими лицами, которые приобретут облигации МФО на определенную сумму в 1,5 млн. руб., и квалифицированными инвесторами без ограничения по сумме займа.
Взаимодействие между МФО и бюро кредитных историй. По-новому будут урегулированы отношения между МФО и бюро кредитных историй: информация об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется МФО в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро договором в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях". Согласно действующей редакции МФО вправе предоставлять указанную информацию в бюро кредитных историй. С вступлением в силу изменений представление такой информации становится обязательным. На заключение договора с бюро у МФО есть полгода.
Регулирование деятельности МФО Банком России. В отношении МФО у Банка России уточняются полномочия. Так, за ним закрепляется, что он устанавливает числовые значения и порядок расчета и осуществляет контроль за соблюдением экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности МФО, привлекающими денежные средства физических и юридических лиц в виде займов, и МФО, осуществляющими выпуск и размещение облигаций, устанавливает для МФО порядок формирования резервов на возможные потери по займам. Кроме того, Банк России по-прежнему будет исключать сведения об МФО из государственного реестра МФО в случаях, предусмотренных законом. Остальные полномочия остаются без изменения.
Реклама финансовых услуг. Заметим также, что некоторые изменения, касающиеся деятельности МФО, вносятся в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". В частности, меняется п. 3 ст. 28 "Реклама финансовых услуг" данного закона: устанавливается, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им и погашением его, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), рассчитываемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". Эта поправка предусматривает введение требований по рекламе займов в соответствии с аналогичными требованиями, действующими для рекламы кредитов, и направлена на то, чтобы требования по рекламе аналогичных услуг были одинаковыми, исключая тем самым неконкурентные преимущества в отношении рекламы займов.
Кроме того, законодатель счел необходимым ввести прямой запрет на рекламу потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом N 353-ФЗ.
Административная ответственность МФО по-новому
В целом меры административной ответственности существенно ужесточились.
Расширено понятие "должностное лицо". Новым законом несколько расширяются случаи применения этого понятия, используемого в КоАП РФ. Так, вносятся изменения в примечание к ст. 2.4 КоАП РФ: помимо ранее предусмотренных категорий лиц, административную ответственность несут должностные лица, совершившие правонарушения, предусмотренные ст. 15.26.1 (нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности), 15.26.2 (нарушение ломбардом законодательства РФ), 15.38 (нарушение законодательства РФ о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации), члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций.
Увеличены сроки давности привлечения к ответственности. Вносятся изменения в п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Так, устанавливаются специальные сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и МФО, о ломбардах - два года. То есть постановление по делу об указанных правонарушениях не может быть вынесено по истечении двух лет со дня их совершения, в то время как по общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца. Таким образом, усиливается степень неотвратимости применения мер административной ответственности за правонарушения в области микрофинансовой деятельности.
Защита МФО от недобросовестных клиентов. С другой стороны, новый закон предусматривает и отдельные положения, направленные на защиту прав МФО от недобросовестных клиентов. Так, ст. 14.11 "Незаконное получение кредита" КоАП РФ дополняется словами "и займа". Это означает, что получение кредита или займа либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб.;
- на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.
Ранее такой нормы в отношении займов не было.
Новая ответственность за нарушение законодательства. В новой редакции изложена ст. 15.26.1 "Нарушение законодательства РФ о микрофинансовой деятельности" КоАП РФ. Ранее состав правонарушения был только общим: нарушение МФО обязательных требований, установленных законодательством РФ о микрофинансовой деятельности и МФО, что влекло предупреждение или наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Новый закон предусматривает следующие конкретные нарушения и соответствующие им меры административной ответственности.
Правонарушение | Размер административного штрафа | |
для должностных лиц | для юридических лиц | |
Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания "микрофинансовая организация" | От 20 000 до 50 000 руб. | От 100 000 до 300 000 руб. |
Непредставление микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, в том числе в Интернете | От 10 000 до 30 000 руб. | От 50 000 до 100 000 руб. |
Нарушение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, установленных для МФО, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц в виде займов | От 5 000 до 10 000 руб. | От 30 000 до 50 000 руб. |
Осуществление микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной законодательством РФ о микрофинансовой деятельности и МФО | От 10 000 до 30 000 руб. | От 50 000 до 100 000 руб. |
Совершение действий МФО, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством РФ о потребительском кредите (займе) | От 10 000 до 20 000 руб. | От 50 000 до 100 000 руб. |
Отчетность в Банк России. Затронули изменения и ст. 19.7.3 "Непредставление информации в Банк России" КоАП РФ. Так, устанавливается, что не влекут административной ответственности случаи непредставления или нарушения порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, когда в соответствии со страховым законодательством, законодательством РФ о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и МФО и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении соответствующего нарушения, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Ранее исключение из случаев непредставления предусмотренной информации касалось только страховых организаций.
Подведомственность административных правонарушений. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.26.1 "Нарушение законодательства РФ о микрофинансовой деятельности" КоАП РФ, подведомственны судам и Банку России в зависимости от нарушения.
* * *
В заключение отметим, что Федеральный закон N 375-ФЗ в части изменений, затрагивающих деятельность МФО, главным образом вносит изменения в Федеральный закон N 151-ФЗ и КоАП РФ.
В Федеральный закон N 151-ФЗ внесены следующие изменения: уточняется понятие МФО, порядок использования наименования "микрофинансовая организация", введено дополнительное основание для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО, уточнен порядок исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра МФО, изменены ограничения деятельности МФО, становится обязательной передача информации в бюро кредитных историй.
В КоАП РФ расширяются случаи применения понятия "должностное лицо", устанавливаются специальные сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области микрофинансовой деятельности, дифференцируется и ужесточается ответственность за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности.
С.П. Данченко,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 2, март-апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"