Является ли нарушение налоговым органом предельного шестимесячного срока приостановления выездной проверки основанием для отмены решения, принятого по результатам такой проверки?
Нарушение налоговым органом предельного срока, установленного для периодов приостановления выездной проверки, в Налоговом кодексе в качестве основания для отмены решения, принятого по итогам проверки, прямо не поименовано. Вместе с тем такое решение может быть признано недействительным по совокупности нарушений процедуры проведения выездной проверки, установленных арбитрами в ходе судебного разбирательства.
Обоснование. В соответствии с абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка приостанавливается для получения информации от иностранных государств и в течение общего срока налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца. Приостановление проверки для истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Статьей 32 НК РФ установлена обязанность налогового органа соблюдать нормы налогового законодательства и иные законы РФ при осуществлении налогового контроля.
Следовательно, проведение выездной проверки с нарушением установленных предельных сроков для ее приостановления свидетельствует о нарушении инспекцией принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля.
Как сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07, длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.
В то же время согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение налоговыми инспекторами срока, оговоренного в абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ, не является безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки. Арбитры могут признать такое решение недействительным, если помимо превышения предельного шестимесячного срока, обусловленного злоупотреблениями со стороны контролеров, будут выявлены и другие нарушения процедуры проведения выездной проверки.
По мнению ФАС ВВО, нарушение налоговым органом срока приостановления выездной налоговой проверки не может служить достаточным основанием для признания недействительным решения о возобновлении проверки. Вместе с тем факт нарушения сроков ее приостановления может являться предметом судебной оценки в рамках спора о признании недействительным решения, принятого по результатам проверки (Постановление от 22.01.2013 N А39-840/2012).
О.П. Гришина,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
1 марта 2014 г.
"Налоговая проверка", N 2, март-апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"