Знакомьтесь, система экстренного реагирования
Каких только законов и подзаконных актов не принято в сфере транспортной безопасности. Но Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ (далее - Закон N 395-ФЗ) - документ иного рода. В нем уделено внимание не обеспечению транспортной безопасности, а системе, позволяющей оперативно реагировать на дорожно-транспортные и иные происшествия на автомобильных дорогах в РФ. Этим документом вводится государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС". Что включает в себя эта система и как она будет функционировать? Какое отношение все это будет иметь к владельцам автотранспорта?
Что такое система "ЭРА-ГЛОНАСС"?
Как следует из комментируемого закона, это федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования на дорожные происшествия, обеспечивающая:
- оперативное получение на основе сигналов ГЛОНАСС*(1) информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в РФ;
- обработку получаемой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы;
- доступ к информации о происшествиях государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц.
Создание и функционирование системы "ЭРА-ГЛОНАСС" базируются на следующих принципах:
- обеспечении полноты, достоверности, некорректируемости принимаемой и передаваемой с использованием системы информации, своевременности ее предоставления;
- общедоступности и безвозмездности передачи информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в РФ в экстренные оперативные службы, поступившей от ТС, на которых установлены устройства вызова экстренных оперативных служб;
- соблюдении при автоматизированной обработке информации конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни;
- бесперебойности работы комплекса технических средств системы.
Система экстренного реагирования включает в себя три составляющие: информационный ресурс, программно-технические средства и технологическую инфраструктуру, обеспечивающую прием и передачу информации в экстренные оперативные службы. Рассмотрим все составляющие системы "ЭРА-ГЛОНАСС" подробно.
Информационный ресурс
Для любой информационной системы данный ресурс является основным компонентом, от полноты и качества содержания которого во многом зависит успешная работа системы. Не удивительно, что информационный ресурс системы "ЭРА-ГЛОНАСС" содержит довольно много сведений: начиная от картографической информации - сведения об оснащенных устройствами вызова ТС, координатно-временные параметры ТС и заканчивая дополнительной информацией (при ее наличии) о ДТП, полученной с помощью датчиков контроля состояния ТС. Помимо этого, в информационный ресурс поступают сведения о мерах реагирования на дорожные происшествия (от подразделений реагирования соответствующих экстренных служб). В данном ресурсе также накапливается общедоступная статистическая и аналитическая информация о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на дорогах в РФ.
Стоит сказать о том, как сведения предаются в информационный ресурс. Так, координатно-временные параметры ТС формируются с помощью устройств вызова экстренных оперативных служб и передаются в систему в автоматическом режиме или в ручном режиме обладателями информации в зависимости от типа установленных на ТС устройств экстренного вызова. Данные об идентификационных номерах устройств и ТС, на которых они установлены, размещаются в системе органами власти и организациями, осуществляющими выпуск ТС в обращение на территории РФ. Регистрирующие органы вносят свой вклад в информационный ресурс "выгрузкой" своей базы государственных регистрационных знаков ТС. Вся остальная информация ресурса формируется оператором системы с использованием ее программно-технических средств.
Оператор системы экстренного реагирования - уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в области создания и функционирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Оператор полностью отвечает за работу названной системы, обеспечивает сбор, обработку информации для размещения ее в системе, ее хранение, предоставление, распространение. Он также устанавливает требования к техническим, программным, лингвистическим средствам обеспечения эксплуатации системы и имеет полномочия обладателя информации, размещенной в системе экстренного реагирования.
Участниками отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием системы экстренного реагирования, являются оператор системы, обладатели информации, представляющие ее в систему, и пользователи информации, размещенной в системе. В таблице представлены обладатели информации, передающие ее в систему экстренного реагирования, а также те, кто ей пользуется.
Обладатели информации о происшествиях | Пользователи такой информации |
- органы власти, обеспечивающие оказание экстренной помощи при дорожно-транспортных и иных происшествиях на дорогах в РФ; - оператор системы "ЭРА-ГЛОНАСС"; - органы, регистрирующие ТС, и таможенные органы; - учреждения картографо-геодезического фонда; - собственники ТС, оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб | - органы власти, обеспечивающие оказание экстренной помощи при дорожно-транспортных и иных происшествиях на дорогах в РФ; - собственники ТС, оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб; - иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, юридические лица, физические лица |
Нелишне будет заметить, что информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС" подключена к автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии с Законом о страховании гражданской ответственности владельцев ТС*(2). Российский союз страховщиков ведет контроль за автоматизированной информационной системой страхования, пользоваться ресурсами которой можно свободно, так как она общедоступна. Насколько плодотворным будет сотрудничество в сфере информационного обмена Российского союза страховщиков и оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС", покажет время.
Программно-технические средства
В Законе N 395-ФЗ не сказано, что именно должны включать в себя такие средства, но определен их правовой режим (имущественная принадлежность). Расходы, связанные с созданием и функционированием системы экстренного реагирования, финансируются за счет средств федерального бюджета. Имущество, входящее в состав программно-технических средств и технологической инфраструктуры системы, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, не подлежит отчуждению из государственной собственности. То есть, что включают программно-технические средства, знать, в общем, и не обязательно. Это государственное имущество, и с ним должен разбираться оператор системы "ЭРА-ГЛОНАСС". А читателю для общего развития следует представлять, для чего предназначены программно-технические средства. В первую очередь для сбора, обработки и хранения информации о происшествиях на автомобильных дорогах и транспортных средствах. Кроме этого, программно-технические средства нужны для сбора, обработки и хранения информации об устройствах вызова экстренных оперативных служб. И наконец, с помощью упоминаемых средств производится передача информации о происшествиях в автоматизированную систему обязательного страхования и иные государственные информационные системы, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам. Пожалуй, это все, что нужно знать о программно-технических средствах информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
Технологическая инфраструктура
О данном элементе рассматриваемой информационной системы в Законе N 395-ФЗ почти ничего не сказано, за исключением того, что технологическая инфраструктура обеспечивает прием информации, поступившей от устройств вызова экстренных оперативных служб, и передачу этой информации в экстренные оперативные службы. Заметим, сами пункты получения и отправки информации не входят в технологическую инфраструктуру. Она, как и программно-технические средства, создается или приобретается за счет средств федерального бюджета.
Устройства вызова экстренных служб
Хотя данные устройства формально не входят в состав информационной системы экстренного реагирования на дорожные происшествия, с помощью них происходит обновление информации в системе "ЭРА-ГЛОНАСС". Устройства вызова экстренных служб устанавливаются на автотранспортные средства и передают с помощью сигналов ГЛОНАСС координаты места нахождения ТС, данные о скорости и направлении его движения. В случае ДТП эти данные передаются в систему вызова экстренных служб, что помогает более эффективно устранять последствия происшествий на дорогах. Также используется двусторонняя голосовая связь транспортного средства с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи. Эта функция устройства вызова экстренных служб входит в одну из опций. Данное устройство работает вместе с датчиками контроля состояния ТС. Эти датчики ускорения (акселерометры) или иные технические средства, установленные на автомобиле, позволяют определить факт дорожно-транспортного происшествия и передают информацию об этом на устройство вызова экстренных оперативных служб.
Оснащение выпускаемых в обращение на территории РФ ТС категорий "М" (перевозка пассажиров) и "N" (перевозка грузов) устройствами вызова экстренных оперативных служб осуществляется производителями согласно требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"*(3). Ранее выпущенные в обращение на территории РФ без устройств вызова экстренных оперативных служб ТС в соответствии с законодательством о техническом регулировании могли оснащаться такими устройствами по инициативе их собственников. При этом последние обязаны были представить в систему вызова оперативных служб информацию об оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб транспортных средствах (о государственных регистрационных знаках, об идентификационных номерах (VIN) (при их наличии), о номере кузовов, марке, моделях, цвете транспортных средств).
Учет и налоги
В бухгалтерском учете следует решить вопрос, как отражать оборудование ТС устройствами вызова экстренных служб. Если устройства поставлены производителем, то их стоимость заложена в цену приобретаемых автомобилей. Поэтому бухгалтеру не нужно выделять из первоначальной стоимости ТС стоимость отдельных его составляющих, входящих в комплектацию, включая стоимость устройства вызова оперативных служб и связанных с ним технических средств (в частности, датчиков определения состояния разных параметров). Ведь в силу п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" инвентарным объектом ОС признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Только в случае существенного различия сроков полезного использования каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Однако автор не берется утверждать, что установленные на автомобиль производителем устройства вызова экстренных служб нужно будет менять несколько раз в течение срока службы авто.
Рассмотрим другой вариант: когда устройства вызова экстренных служб, включая технические средства, устанавливаются по инициативе автовладельца. В том, что устройство - это актив, можно даже не сомневаться, так как собственник ТС устанавливает его в добровольном порядке с целью получения определенных выгод. В частности, можно будет надеяться на ускоренное решение всех вопросов по страховке, так как страховщики смогут получить дополнительную информацию и о произошедшем ДТП, и о всех обстоятельствах случившегося. Другое дело, когда даже при очевидном наступлении страхового случая страховщики порой до последнего тянут с выплатой возмещения. Но в такой ситуации можно просто обратиться в суд.
Учет устройств вызова экстренных служб, по мнению автора, нужно осуществлять в том же порядке, что и учет тахографов и устройств спутникового оборудования ГЛОНАСС. То обстоятельство, что устройства вызова экстренных служб устанавливаются на ТС не на один год, а на несколько лет, позволяет считать такие затраты инвестиционными. Но нужно ли их включать в стоимость ТС и отражать операцию как модернизацию (дооборудование)? Ответ на этот вопрос не однозначен. С одной стороны, датчики и иные комплектующие устройства вызова экстренных служб не влияют на срок службы ТС. С другой стороны, возможность связаться со службами оперативного реагирования и представить им всю необходимую информацию повышает ценность ТС для перевозчиков пассажиров и грузов.
Объективная оценка актива - одна из главных задач бухгалтера, которому в данной ситуации советуем опереться на профессиональное суждение и ориентироваться на требования, предъявляемые к учетной политике. Среди основных требований выделим следующие: большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (требование осмотрительности), и рациональное ведение бухгалтерского учета. На основании этих требований затраты на приобретение и установку устройств вызова экстренных служб следует отнести к текущим расходам (например, к материальным, если стоимость покупки и установки устройств на ТС не превышает лимита, определенного для ОС). В настоящее время такой допустимый лимит составляет 40 000 руб. (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). Если стоимость устройств вызова экстренных служб не превышает упомянутого ограничения, то она также включается в состав материальных расходов при налогообложении прибыли, так как имущество со стоимостью менее 40 000 руб. не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ).
А как быть, если цена рассматриваемого оборудования ТС превышает лимит, определенный для ОС? Тогда бухгалтер может признать его в качестве самостоятельного актива, амортизируемого в течение установленного срока полезного использования. А если этот период совместить с оставшимся сроком эксплуатации ТС, на которое установлено оборудование, то в бухгалтерской отчетности будут минимизированы разницы (учет установки устройств вызова экстренных служб как осуществление дооборудования автомобиля). Даже в налогообложении разницы можно сгладить, если вспомнить о том, что амортизационную премию бухгалтер вправе начислить как на затраты по приобретению ОС, так и на расходы по его модернизации (реконструкции, дооборудованию) (п. 9 ст. 258 НК РФ). То есть амортизационная премия с одинаковым успехом может быть начислена как на оборудование, выступающее в качестве отдельного объекта, так и на ТС, включающее данный объект, когда указанная премия начисляется на расходы по модернизации (дооборудованию) ТС.
Подведем итог. Автор предложил учитывать устройства вызова экстренных служб отдельно от ТС, на которые они устанавливаются. Но можно совместить их в один объект учета и отразить модернизацию (дооборудование) ТС. Какой вариант выбрать - решать бухгалтеру, которому следует руководствоваться своим профессиональным суждением и ориентироваться на упомянутые ранее требования бухгалтерского стандарта (ПБУ 1/2008).
* * *
В заключение скажем несколько слов о вызове экстренных служб. Информация системы экстренного реагирования, прежде всего, используется для обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". В регионе может быть создан специальный государственный орган или организация, уполномоченные централизованно обрабатывать вызовы экстренных оперативных служб. Вызовы могут также направляться напрямую в экстренные оперативные службы субъекта РФ.
Федеральным законом от 02.12.2013 N 346-ФЗ внесены изменения в порядок вызова экстренных служб, приведенный в ст. 52 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Согласно ранее действовавшей редакции бесплатный вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, единого на всей территории России для каждой экстренной оперативной службы. Теперь в обновленном законе это звучит так: бесплатный вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора единого номера вызова таких служб, а также установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации номеров вызовов соответствующих экстренных оперативных служб.
Получается, что вдобавок к действующим номерам вызова разных служб введен единый (дополнительный) номер вызова экстренных оперативных служб. При этом для каждого региона определяется срок передачи операторами связи вызовов в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру. Также законодатель обязал операторов связи предоставить операторам системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру информацию о месте нахождения пользовательского оборудования (мобильного телефона), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии. При этом не требуется заручаться согласием пользователя услуг связи, осуществившего вызов или передачу сообщения о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб, на обработку и предоставление персональных данных о нем таким службам.
И еще, согласно Приказу Минкомсвязи РФ от 20.11.2013 N 360 телефонные номера для вызова экстренных служб в некоторых регионах стали трехзначными. При звонке с телефона не только по единому номеру "112" можно дозвониться в пожарную охрану и органы МЧС, но и по номеру "101", полицию можно вызвать по номеру "102", скорую медицинскую помощь - по номеру "103", а аварийную газовую службу - по номеру "104". То есть к каждому из привычных для нас двузначных номеров впереди нужно добавлять единицу. Плюс к этому, чтобы позвонить на линию "Ребенок в опасности", нужно будет набрать один из номеров - "121" или "123". Также вводится новый номер ("115") единой службы поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
С.В. Булаев,
редактор журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система РФ.
*(2) Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
*(3) Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"