Организация приобрела грузовой автомобиль (500 000 руб., без НДС), внесла плату за регистрацию (3 000 руб.). Однако поставлено на учет транспортное средство было только в следующем отчетном периоде. В какой момент бухгалтеру следует принять на учет транспортное средство в составе объектов ОС?
Автомобиль отражается в составе ОС после того, как он будет допущен к участию в дорожном движении и будет полностью сформирована его первоначальная стоимость с учетом всех затрат, необходимых для приведения его в состояние, готовое к эксплуатации.
Обоснование. Из дословного толкования п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" следует, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если он предназначен для использования в деятельности организации. О вводе в эксплуатацию и фактическом использовании в стандарте не сказано. При этом по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, на консервации (п. 20 Методических указаний по учету ОС*(1)). Это подтверждает, что факт использования не является квалифицирующим признаком для признания долгосрочных активов в составе объектов ОС.
В то же время объект может быть признан ОС, если он готов к использованию по своему предназначению. В противном случае можно утверждать, что, даже если объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации, до определенного момента он не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. То есть фактически не выполняются все условия п. 4 ПБУ 6/01 для признания имущества как ОС.
В данной ситуации можно обратиться к п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", позволяющему самостоятельно разрабатывать способы учета по отдельным вопросам, которые не отражены в действующих нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету, руководствуясь при этом МСФО. Себестоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в случае, если существует вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды и себестоимость объекта может быть надежно оценена (п. 7 МСФО (IAS) 16 "Основные средства"). Включение затрат в балансовую стоимость объекта основных средств прекращается, когда такой объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства предприятия (п. 20 МСФО (IAS) 16). Таким образом, пока объект не может использоваться (внимание: речь только о возможности) по своему предназначению и согласно намерениям руководства, нет достаточных оснований включать его в состав основных средств по правилам МСФО (IAS) 16.
Согласно п. 2 Правил регистрации автотранспортных средств*(2) комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ и за ее пределами, именуется регистрацией транспортных средств в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств. Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления.
Следовательно, в течение указанного срока автомобиль может использоваться по своему предназначению на законных основаниях, поэтому бухгалтер вправе включить ТС в состав ОС, не дожидаясь его регистрации в Госавтоинспекции. В то же время в таком случае себестоимость будет сформирована не полностью. И именно оценка данного показателя отличает вложения во внеоборотные активы от основных средств, имеющих четко сформированную первоначальную стоимость, в которую включаются затраты на регистрацию автомобиля, так как они обеспечивают функционирование (эксплуатацию) автомобиля как объекта ОС в соответствии с его предназначением и намерениями руководства хозяйствующего субъекта. Поэтому только после того, как все расходы понесены и отражены в учете, бухгалтер вправе ТС как вложения во внеоборотные активы включить в состав объектов ОС.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В одном отчетном периоде | |||
Отражена покупка автомобиля без НДС | 500 000 | ||
Оплачено приобретение транспортного средства | 500 000 | ||
В другом отчетном периоде | |||
Внесена плата за регистрацию | 3 000 | ||
Увеличена стоимость транспортного средства | 3 000 | ||
Введен автомобиль в состав ОС после осуществления всех затрат и его государственной регистрации | 503 000 |
Л.А. Евстратова,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 марта 2014 г.
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н.
*(2) Утверждены Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"