Жилой дом имеет придомовую территорию, на которой имеются места для гостевых стоянок автомобилей.
Существуют ли какие-то законодательно оформленные акты или положения, регламентирующие правила пользования этими местами?
Например, можно ли хранить автомобиль без движения годами возле дома? Можно ли закреплять места за конкретными владельцами автомобилей?
1. Новым Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, придомовая территория отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, на придомовую территорию устанавливается режим общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. "е", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства многоквартирного дома, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, изложенным в письме от 07.12.2011, понятия "двор жилого здания", "дворовая территория" следует рассматривать как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому общее собрание собственников квартир может принять решение как об организации автопарковки, так и о запрете стоянки автотранспорта на придомовой территории (смотрите, например, кассационное определение Пермского краевого суда от 05.09.2011 по делу N 33-8950, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 08.02.2012, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/3728887), решение Клинского городского суда (Московская область) от 10.12.2013 по делу 2-2865/2013).
Таким образом, использование придомовой территории и всех элементов благоустройства на прилегающей к жилому дому территории является правом всех собственников помещений данного многоквартирного дома, что соответствует нормам ст.ст. 36, 44 ЖК РФ, разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", пп. "е", "ж" п. 2 Правил N 491, и они вправе принять на общем собрании решение об условиях парковки транспорта, распределении парковочных мест и т.п. Как правило, для этих целей управляющая организация разрабатывает соответствующие положения. Если кто-либо из собственников помещений многоквартирного дома не участвовал в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы, он вправе в течение шести месяцев его обжаловать в судебном порядке. При этом срок для обжалования начинает исчисляться со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).
2. Вместе с тем надлежит учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 12 указанного закона при проектировании, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В частности, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, нормативно установлен разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки. Например, от фасадов жилых домов и торцов с окнами открытые автостоянки и паркинги вместимостью 10 и менее машино-мест должны располагаться на расстоянии не менее 10 м, вместимостью 11-50 машино-мест - на расстоянии не менее 15 м, вместимостью 51-100 машино-мест - на расстоянии не менее 25 м, вместимостью 101-300 машино-мест - на расстоянии не менее 35 м, вместимостью свыше 300 машино-мест - на расстоянии не менее 50 м. Парковка автомобилей вплотную к жилому дому нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства и может быть расценена как административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ.
Кроме того, согласно п.п. 17.2, 17.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), в жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка*(1) с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест; подобный запрет распространяется также и на дворовые территории. Водители, допускающие стоянку автомобиля с работающим двигателем на придомовой территории, подлежат административной ответственности по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ.
Припаркованные автомобили не должны затруднять подъезд специализированных машин к площадкам с контейнерами или бункерами для сбора мусора (ст. 25 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области"), беспрепятственному проезду пожарной техники к месту пожара (п. 1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Как разъяснили высшие судебные инстанции в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22, собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Поэтому собственник помещения в многоквартирном жилом доме, около которого стоянка автотранспортных средств осуществляется с нарушением установленных норм, вправе защитить свои права посредством обращения в контролирующие органы (например в Роспотребнадзор) или в суд.
3. В части касающейся автомобиля длительный период времени припаркованного на придомовой территории отметим, что такой автомобиль может быть принудительно эвакуирован только в том случае, если он не имеет собственника или является бесхозяйным (п. 1 ст. 225 ГК РФ). В силу ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом или совершив другие действия, свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество*(2) (смотрите, например, решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26.07.2012 по делу N 2-2523/12). Однако действующим законодательством не предусмотрена эвакуация транспортного средства, имеющего собственника, в случае его ненадлежащей эксплуатации и хранения (смотрите, например, решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 31.08.2010).
Таким образом, если у припаркованного автомобиля есть собственник, который одновременно является участником долевой собственности общего имущества многоквартирного дома, то заставить его освободить парковочное место, на наш взгляд, нельзя, если, конечно, собранием домовладельцев не предусмотрено иное.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
14 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу п. 1.2 ПДД стоянкой является преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
*(2) В отдельных муниципальных образованиях принимаются положения, которыми определяется порядок выявления, учёта, временного перемещения на специально отведенные стоянки, хранения и утилизации брошенных и иных бесхозяйных транспортных средств, а также порядок взаимодействия всех заинтересованных организаций в ходе выполнения данных работ (смотрите, например, решение Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 24.10.2012 N 47/213 "Об утверждении Положения о порядке выявления, временного перемещения и утилизации брошенных и иных бесхозяйных транспортных средств на территории города Королёва Московской области").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.