В жилом многоквартирном доме, расположенном в г. Сургуте, установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. При вводе данного многоквартирного дома в эксплуатацию в каждом жилом и нежилом помещении были установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии. Впоследствии некоторые индивидуальные приборы учета вышли из строя, а некоторые не были опломбированы.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из показаний общедомового прибора тепловой энергии, общей площади всех помещений многоквартирного дома, площади помещения и установленных тарифов на тепловую энергию. Данные положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, применяются в регионе с 1 января 2014 года.
Каким образом при выходе из строя индивидуальных приборов учета тепла рассчитывается плата за отопление?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При выходе из строя ранее введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепла плата за отопление определяется в течение не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления (пп. "а" п. 59 Правил N 354), а по истечении этого времени - по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление*(1) (теплоснабжение). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг*(2) и по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта РФ (ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). При этом расчет размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации, осуществляется по тарифам (ценам), установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги населению. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг равен календарному месяцу (п.п. 36, 37, 38 Правил N 354).
Согласно п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в жилом и нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учета (далее - индивидуальный прибор учета). Оснащение помещений индивидуальными приборами учета, ввод их в эксплуатацию и надлежащая эксплуатация, сохранность и своевременная замена обеспечиваются собственниками помещений (п. 81 Правил N 354). В силу пп. "а"-"в" п. 81.12 Правил N 354 в случае неотображения приборами учета результатов измерений, нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки, механического повреждения прибора учета прибор учета считается вышедшим из строя*(3). Иными словами, в указанных случаях можно судить об отсутствии приборов учета.
По общему правилу в доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется по формуле 3 приложения 2 к Правилам N 354 (абз. 2 п. 42.1 Правил N 354)*(4). При этом потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды (абз. 2 п. 40 Правил N 354).
В этой связи смотрите, к примеру, решение Щелковского городского суда Московской области от 11.09.2013 по делу N 2-3069/13, апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасии от 20.08.2013 по делу N 33-1962 2013 год, апелляционное определение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 29.11.2013 по делу N 11(1)-33/2013, размещенные в банке судебных решений по адресу: http://sudact.ru/.
Между тем применительно к рассматриваемой ситуации, в которой вышли из строя ранее введенные в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, плата за отопление определяется в соответствии с пп. "а" п. 59 Правил N 354 исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, рассчитанного не менее чем за 3 месяца отопительного периода. Такой порядок начисления платы действует начиная с даты, когда индивидуальный прибор учета вышел из строя, а если эту дату установить невозможно - начиная с расчетного периода, в котором наступило указанное событие, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
По истечении названного предельного количества расчетных периодов плата за отопление в помещении должна определяться в порядке абз. 2 п. 42.1 Правил N 354 (п. 60 Правилам N 354).
Таким образом, при выходе из строя ранее введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепла плата за отопление определяется в течение не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления (пп. "а" п. 59 Правил N 354), а по истечении этого времени - по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
25 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1). Согласно пп. "е" п 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха указанной в п. 15 приложения N 1 Правил N 354.
*(2). Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.
*(3). Согласно п. 81.13 Правил N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (ремонт, замену) в течение 30 дней со дня выхода прибора из строя (возникновения неисправности).
*(4). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 п. 3 Приложения N 2 Правил N 354 вступил в силу с 1 июня 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.