Оцениваем условия труда работников по новым правилам
С 1 января 2014 года автономные учреждения, как и другие работодатели, должны проводить вместо аттестации рабочих мест (АРМ) новую процедуру - специальную оценку условий труда. Это упростит жизнь тем организациям, которые обеспечивают своим сотрудникам безопасный труд, но увеличит объем обязательств для работодателей, имеющих "вредные" или "опасные" рабочие места. В чем сходство и различия спецоценки и АРМ? Как использовать результаты специальной оценки?
АРМ и спецоценка: что осталось прежним?
Обязанность работодателей проводить спецоценку установлена Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ). Однако данную процедуру, представляющую собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на работника с учетом применения средств индивидуальной и коллективной защиты, можно назвать новой только отчасти. Многие нормы Федерального закона N 426-ФЗ повторяют положения Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок N 342н).
Один раз в пять лет
Так, исследовать условия труда по-прежнему должны все работодатели - юридические лица, причем делать это нужно не реже одного раза в пять лет (ч. 1 ст. 1, ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 1, пп. "а" п. 8 Порядка N 342н). Сохранена и возможность не проводить плановые исследования. Раньше это разрешалось в силу пп. "б" п. 8 Порядка N 342н, позволяющего не осуществлять аттестацию в отношении рабочих мест, признанных по результатам предыдущей аттестации безопасными. С начала 2014 года основанием для непроведения повторных работ стала ч. 7 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ. Она предусматривает продление на следующие пять лет срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, если на задекларированном рабочем месте не был зафиксирован несчастный случай или не было выявлено профзаболевание работающего на нем сотрудника.
Возможность проведения внепланового исследования тоже осталась (ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 47-50 Порядка N 342н). В частности, внеплановое изучение условий труда необходимо на вновь организованных рабочих местах, введенных в эксплуатацию.
Послабления для работодателей
Общими для процедур АРМ и спецоценки являются и некоторые послабления для работодателей. Например, ч. 6 ст. 9, ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 12, 40 Порядка N 342н разрешают организациям выделять аналогичные рабочие места. В этом случае условия труда оцениваются только на 20% таких мест (но не менее двух), а результаты исследования применяются ко всем рабочим местам, являющимся аналогичными. Но если в ходе изучения выяснится, что хотя бы одно из этих мест не соответствует признакам аналогичности, исследования должны проводиться уже в отношении каждого из них.
Другим примером послабления является то, что и раньше, и сейчас не требуется изучать условия труда на рабочих местах офисных сотрудников, которые заняты исключительно на персональных компьютерах и (или) эксплуатируют копировально-множительную и иную офисную технику, а также бытовые приборы, не используемые в технологическом процессе производства. Об этом сказано в п. 4 Порядка N 342н и п. 61 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н*(1) (далее - Приказ N 33н, Методика N 33н). Административно-управленческий персонал автономных учреждений, в том числе бухгалтерская служба, подпадает под действие указанных норм.
Однако здесь следует учесть один нюанс. Если сотрудники проводят за персональным компьютером более 50% рабочего времени, условия труда на таком рабочем месте подлежат исследованию. На данный факт указал Минтруд в Письме от 08.04.2013 N 15-1-859. Ведомство пояснило, что электромагнитное поле, излучаемое персональным компьютером, относится к группе вредных и (или) опасных производственных факторов*(2) при условии, что работа за компьютером по считыванию, вводу информации, а также работа в режиме диалога в сумме составляет не менее 50% рабочего времени.
Несмотря на то, что этот вывод сделан относительно АРМ, приведенная аргументация актуальна и в отношении спецоценки. Ведь на одном из ее этапов - при установлении на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов требуется учесть источник указанных факторов (в том числе производственное оборудование), при наличии которых проводятся обязательные медицинские осмотры работников (п. 1 ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ). А влияние электромагнитного излучения при работе за компьютером, занимающей более половины рабочего времени, как раз является основанием для проведения медосмотров.
То есть, если, например, сотрудники бухгалтерии проводят за персональным компьютером большую часть своего рабочего дня, их условия труда должны подвергнуться спецоценке. Однако, если офисные сотрудники используют компьютеры лишь время от времени, их рабочие места обследованию не подлежат.
Организация процесса исследований
Организационная сторона работы также не претерпела каких-либо значительных изменений. Перечислим основные действия работодателя:
1. Автономному учреждению необходимо привлечь для оценки условий труда специализированную компанию. Она выбирается из числа организаций, оказывающих услуги по АРМ, - последние в силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аккредитаций на проведение АРМ (но не позже 31 декабря 2018 года). Затем специализированным фирмам следует получить новую аккредитацию - на проведение спецоценки.
2. Работодатель должен создать специальную комиссию, а также утвердить график проведения работ (ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 9 Порядка N 342н). В свою очередь, комиссии нужно утвердить перечень рабочих мест, на которых будут исследоваться условия труда, с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 12 Порядка N 342н).
3. Потом наступает этап исследований и измерений (здесь и обнаруживаются основные отличия).
4. По завершении исследований составляется отчет. После этого работодатель должен ознакомить сотрудников с результатами оценки условий труда на их рабочих местах (ч. 1, 2, 5 ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 44 Порядка N 342н).
АРМ и спецоценка: что изменилось?
В то же время имеются различия между прежним и новым механизмом, и они довольно существенны. Прежде всего, нововведения касаются непосредственной работы по спецоценке: сюда добавлены два этапа, которых не было в процедуре АРМ, - идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Этап работы | АРМ | Спецоценка условий труда |
Подготовка к проведению: создание комиссии, утверждение графика работ, перечня обследуемых рабочих мест | + | + |
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов | - | + |
Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда | - | + |
Исследования и измерения | + | + |
Оформление результатов и утверждение отчета | + | + |
Остановимся на нововведениях более подробно.
Идентификация вредности и опасности
Это начальный этап проведения спецоценки. Он представляет собой сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с показателями, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов*(3).
Чтобы выявить на обследуемом рабочем месте указанные факторы и их источники, эксперт специализированной организации должен изучить техническую, кадровую и иную документацию, предоставленную ему работодателем (п. 5 Методики N 33н). Эксперт также может осмотреть конкретное рабочее место, ознакомиться с работами, выполняемыми на нем в штатном режиме, и опросить сотрудника и (или) его непосредственных руководителей. Таким образом, идентификация вредности и опасности основана на анализе соответствующих документов, визуальном осмотре и не требует инструментальных измерений.
Затем эксперт специализированной организации должен сопоставить факторы, имеющиеся на конкретном рабочем месте и предусмотренные названным классификатором, и установить совпадения. Согласно п. 6 Методики N 33н это делается путем сравнения наименований. Наличие совпадений означает, что вредные и (или) опасные факторы идентифицированы и подлежат последующим исследованиям и измерениям (п. 7 Методики N 33н). Если же совпадений не обнаружено (они не выявлены вовсе или наименования имеющихся факторов не совпадают с показателями классификатора), эксперт делает вывод об отсутствии на конкретном рабочем месте вредных и опасных факторов. На этом основании комиссия признает условия труда допустимыми, а дальнейшие измерения не проводятся (ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 8 Методики N 33н).
Результаты идентификации заносятся в отчет о проведении спецоценки, форма которого также утверждена Приказом N 33н.
Однако идентифицировать можно далеко не все рабочие места - этот этап спецоценки не проводится в отношении мест, работа на которых изначально связана с негативными воздействиями (ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 10 Методики N 33н). В эту группу входят:
- места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, дающие право на досрочную трудовую пенсию;
- места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- места, на которых по результатам ранее проведенной АРМ или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Образовательным учреждениям следует обратить внимание прежде всего на первый пункт. В силу данной нормы идентификации не подлежат рабочие места лиц, занимающихся педагогической деятельностью в учреждениях для детей (школах, детских садах, детских школах искусств, учреждениях СПО и др.), - соответствующий список профессий, должностей и специальностей утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. В то же время для образовательных учреждений, работающих со взрослым контингентом (например, для вузов), подобного ограничения не предусмотрено.
Декларирование соответствия
В отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные факторы не идентифицированы и условия труда признаны допустимыми, работодателю нужно составить декларацию соответствия*(4). Это позволит автономному учреждению избежать проведения дорогостоящих исследований и сэкономить денежные средства.
В силу ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ документ нужно подавать в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ).
Причем согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ срок этот может быть увеличен. Если в течение периода действия документа на задекларированном рабочем месте с сотрудником не произошло никаких несчастных случаев на производстве и у него не были обнаружены профзаболевания, причиной которых стало воздействие вредных и (или) опасных факторов, декларация продлевается еще на пять лет. То есть при благоприятном развитии событий декларацию можно составить единожды и она будет действовать неограниченный период времени.
Однако, если на задекларированном рабочем месте все-таки произошел инцидент, действие декларации в отношении данного рабочего места прекращается и проводится внеплановая спецоценка условий труда. Об этом сказано в ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ.
Раскрытие результатов проведения спецоценки
Существуют и другие отличия спецоценки от АРМ. В частности, новый механизм предполагает более высокий уровень информационной открытости работодателей и специализированных организаций.
Помимо подачи декларации соответствия в государственную инспекцию труда работодателям нужно раскрывать ряд сведений на своем сайте (при наличии такового). Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ на сайте должны публиковаться сводные данные о результатах спецоценки в части установления классов (подклассов) условий труда и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка. Сведения необходимо разместить в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. Отметим, что требований публиковать в сети Интернет какие-либо результаты АРМ раньше не было - существовала лишь обязанность работодателя направлять соответствующую сводную ведомость в инспекцию труда (п. 45 Порядка N 342н).
Кроме того, результаты спецоценки, в том числе в отношении рабочих мест, по которым подана декларация соответствия, с 2016 года подлежат передаче в федеральную государственную информационную систему учета. Правда, как сказано в ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 426-ФЗ, обязанность по предоставлению расширенных сведений возлагается на специализированную организацию. Но если последняя не исполнит это требование, работодатель вправе сам подать имеющиеся у него данные в инспекцию труда по субъекту РФ, а та уже передаст сведения в информационную систему учета (ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона N 426-ФЗ).
Когда начинать проводить спецоценку?
В первый раз провести спецоценку автономным учреждениям, как и другим работодателям, нужно после того, как истечет срок действия результатов проведения АРМ. Частью 4 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ определяется: если рабочие места прошли аттестацию, спецоценка в их отношении может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения АРМ. В то же время до окончания этого срока работодатель вправе оценить условия труда в порядке, установленном Федеральным законом N 426-ФЗ.
Например, если часть рабочих мест автономное учреждение аттестовало в декабре 2013 года, в следующий раз оценивать условия труда на них нужно будет в декабре 2018 года. Но в отношении другой части рабочих мест, условия труда на которых необходимо исследовать, допустим, в марте 2014 года, процедура спецоценки будет обязательной.
Обратите внимание! В отношении мест, работа на которых не связана с негативными воздействиями (например, ранее на них не были установлены вредные или опасные условия труда, а сотрудникам не предоставляются соответствующие гарантии и компенсации), спецоценка может проводиться поэтапно. Согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ работа должна завершиться до 31 декабря 2018 года.
Но даже если по результатам проведения АРМ условия труда на том или ином рабочем месте ранее были признаны безопасными (то есть повторную аттестацию можно было не проводить), спецоценка все равно станет необходимой - хотя бы в части идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов. При необнаружении указанных факторов автономному учреждению следует подать декларацию соответствия, срок действия которой и будет продлеваться в дальнейшем (то есть избавит от повторных процедур).
Как использовать результаты?
В силу ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ результаты проведения спецоценки могут использоваться как при установлении работникам гарантий и компенсаций, так и при определении размеров страховых взносов. Причем полученные данные применимы не только для расчета скидок (надбавок) к тарифу на страхование от травматизма, но и для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР.
Отметим, что согласно п. 2.4 Методики*(5), утвержденной Приказом Минтруда РФ от 01.08.2012 N 39н, при расчете скидок и надбавок к тарифу на страхование от травматизма используется коэффициент q1 - коэффициент проведения АРМ. С учетом того, что при определении скидок и надбавок необходимы сведения о результатах проведения АРМ по состоянию на 1 января текущего календарного года*(6), автономным учреждениям пока предстоит включать в расчеты именно сведения об АРМ, а не о спецоценке.
В свою очередь, дополнительные тарифы пенсионных взносов зависят от классов условий труда, установленных по результатам проведения спецоценки (либо действующим результатам проведения АРМ). Согласно изменениям, внесенным в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, с 2014 года применяется следующая линейка тарифов:
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса, % |
Опасный | 4 | 8 |
3.4 | 7 | |
Вредный | 3.3 | 6 |
3.2 | 4 | |
3.1 | 2 | |
Допустимый | 2 | 0 |
Оптимальный | 1 | 0 |
То есть, если условия труда на том или ином рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф платить не придется - работодатель будет от него освобожден. В других же случаях дополнительный тариф нужно начислять на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения страховыми взносами, независимо от источника финансирования этих выплат (п. 8 Письма ПФ РФ от 30.12.2013 N НП-30-26/20622).
Заключение
Подведем итог. Новый механизм проведения спецоценки сохранил преемственность с прежним механизмом проведения АРМ. Общей осталась, например, организационная сторона работы. В то же время сама процедура проведения оценки условий труда изменилась. Введенные Федеральным законом N 426-ФЗ идентификация вредности и опасности, а также последующее декларирование соответствия условий труда должны облегчить жизнь тем работодателям, у которых имеется большое количество рабочих мест с безопасными условиями труда.
Г. Зайцева,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На момент написания статьи нормативный акт находился на регистрации в Минюсте.
*(2) На основании п. 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
*(3) Утвержден Приказом N 33н.
*(4) Утверждена Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
*(5) Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
*(6) Пункт 5 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"