Выплата вознаграждений в вопросах и ответах
В практике договорных отношений, сложившихся между предприятиями пищевой промышленности и торговыми сетями, широко применяется такой стимулирующий маркетинговый прием, как выплата торговым организациям вознаграждений, премий, бонусов. Российское законодательство налагает некоторые ограничения на их выплату, если предметом поставки являются продовольственные товары. Представим подборку комментариев чиновников и выводы судей по данному вопросу.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 9 Закона о торговле*(1) соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, производящего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Не допускается выплата названного выше вознаграждения в связи с приобретением торговой организацией отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, перечисленных в утвержденном Правительством РФ Перечне социально значимых товаров*(2), а именно:
- мяса кур (тушек кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ Р 52702-2006 со сроком годности менее 10 дней;
- питьевого пастеризованного молока 2,5-3,2% жирности по ГОСТ Р 52090-2003 со сроком годности менее 10 дней;
- хлеба и хлебобулочных изделий из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки по ГОСТ Р 52961-2008 со сроком годности менее 10 дней;
- хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки по ГОСТ Р 52462-2005 со сроком годности менее 10 дней.
Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждений не допускается. Нарушение данного запрета может повлечь за собой административную ответственность для должностных лиц - в размере от 20 до 40 тыс. руб., для юридических лиц - в размере от 1 до 5 млн. руб.
Вопрос. За какой период следует выплачивать вознаграждение? Какой показатель целесообразно применять для расчета суммы вознаграждения?
Торговое законодательство не устанавливает правил относительно выбора периода, за который выплачивается вознаграждение, а также критериев для расчета суммы вознаграждения, следовательно, стороны договора поставки определяют их самостоятельно с учетом положений гражданского законодательства. Так, расчетным периодом может быть любой установленный в договоре отрезок времени (в том числе месяц, квартал, год). Размер вознаграждения может быть установлен в зависимости (Письмо ФАС РФ от 05.09.2013 N АЦ/34853/13):
- от цены приобретенных продовольственных товаров;
- от цены договора поставки;
- от объема приобретенных продовольственных товаров.
Главное, чтобы вознаграждение не превышало 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.
Вопрос. Как для целей расчета указанного вознаграждения следует использовать цену приобретенных товаров: с учетом НДС или без?
Вознаграждение, предусмотренное п. 4 ст. 9 Закона о торговле, исчисляется исходя из рыночной цены продовольственных товаров, прописанной в договоре, которая включает соответствующую сумму НДС (письма Минфина РФ от 12.01.2011 N 03-07-11/03, от 13.10.2010 N 03-07-11/411, п. 6.7 Методического пособия для предпринимателей "Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности").
Вопрос. Вправе ли стороны предусмотреть условиями договора поставки, что в отношении одних товаров величина вознаграждения превышает 10%, а в отношении других - меньше установленного лимита, при этом общая сумма вознаграждения (рассчитываемая от общей стоимости всех переданных в рамках договора поставки товаров) укладывается в установленный предел?
На поставленный вопрос ответило Минэкономразвития в Письме от 22.09.2011 N Д22-1354. По его мнению, вариант, при котором вознаграждение по товарной позиции "А" выплачивается, например, в размере 15%, а по позиции "Б" - в размере 5%, возможен, но при условии, что в денежном выражении размер вознаграждения в целом по договору поставки укладывается в 10%-й лимит. Ведомство полагает, что такой подход в наибольшей степени отвечает интересам сторон договора поставки, поскольку, с одной стороны, позволяет поставщику в максимальном объеме реализовать контрагенту (торговой сети) свою продукцию, а ритейлеру - расширить ассортимент и обеспечить гибкую торговую политику с учетом возможности компенсировать недополученную от продажи продукции с низкой маржинальностью прибыль.
Вопрос. В каком порядке рассчитывается сумма вознаграждения, если в рамках договора поставки реализуются как социально значимые товары, в отношении которых выплата вознаграждения запрещена, так и товары, в отношении которых его выплачивать правомерно?
При исчислении размера вознаграждения за приобретение определенного количества продовольственных товаров учитывается стоимость только тех товаров, в отношении которых допускается выплата вознаграждения. Иными словами, при поставке в рамках одного договора социально значимых продовольственных товаров и товаров, в отношении которых взимание такого бонуса допускается, сумма вознаграждения должна рассчитываться исходя из общей стоимости товаров, облагаемых соответствующей премией, а не из полной цены договора поставки (Письмо Минэкономразвития РФ N Д22-1354, Постановление ФАС ЦО от 29.01.2014 N А35-13104/2012).
Вопрос. Условием договора поставки предусмотрено, что поставщик обязуется выплачивать покупателю фиксированную премию (бонус) в размере 10% от стоимости поставленного товара с учетом НДС без указания на достижение объема закупок на определенную денежную сумму (под фиксированной премией понимается сумма выплаты поставщиком покупателю, рассчитываемая в процентном отношении к товарообороту за отчетный период (месяц, квартал или год) за вычетом стоимости возвращенного товара). Соответствует ли торговому законодательству такое условие договора?
Однозначно на этот вопрос ответить сложно. В пункте 4 ст. 9 Закона о торговле говорится о правомерности включения в договор поставки условия о выплате торговому предприятию вознаграждения за приобретение последним определенного количества товаров. Получается, что если количество товаров (которое, по мнению чиновников, может рассчитываться в натуральных единицах (штуках) либо в стоимостном выражении) не определено, антимонопольный орган может попытаться привлечь организацию к ответственности.
В то же время существует пример из арбитражной практики, в котором судьи поддержали бизнес, указав, что п. 4 ст. 9 Закона о торговле не обязывает стороны включать в договор поставки конкретную сумму стоимости товара, при достижении которой выплачивается спорное вознаграждение. По мнению судей, договоры, не содержащие условие о достижении конкретных объемов поставки, но вознаграждение в которых установлено в процентом отношении от объема товарооборота (стоимости поставленного товара за определенный период), соответствуют торговому законодательству (Определение ВАС РФ от 19.10.2012 N 13396/12).
Вопрос. По какой минимальной цене может быть реализована алкогольная продукция: по минимальной цене, установленной соответствующими приказами Росалкогольрегулирования, либо по минимальной цене с учетом премии, предоставляемой при достижении покупателем определенного уровня товарооборота?
Цена алкогольной продукции не включает в себя вознаграждение, предусмотренное п. 4 ст. 9 Закона о торговле (Информация Росалкогольрегулирования "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы"). Таким образом, поставщик алкогольной продукции вправе отпускать ее по минимально возможной цене (установленной Приказом Росалкогольрегулирования от 13.12.2012 N 372). Выплата вознаграждения на порядок ценообразования не влияет.
Вопрос. В Перечне социально значимых товаров поименовано мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров), произведенное по ГОСТ Р 52702-2006 со сроком годности менее 10 дней. Предприятие производит и реализует расфасованное мясо кур (крылья, окорочка, голени, бедра на подложке), изготовленное по указанному ГОСТу. Распространяется ли запрет на выплату вознаграждения, установленный п. 5 ст. 9 Закона о торговле, на выпускаемую предприятием продукцию?
Действия данного запрета не распространяется на выпускаемую предприятием продукцию (частей мяса кур - крыльев, окорочков, голеней, бедрышек). Ограничение в выплате вознаграждения применяется только в отношении продукции, прямо поименованной в Перечне социально значимых товаров. Приведенные разъяснения, в частности, даны в Письме ФАС РФ от 04.06.2013 N ИА/21733/13.
Вопрос. Предприятие пищевой промышленности изготавливает молоко жирностью 3,2% со сроком хранения как менее 10 дней, так и более. Вправе ли оно включать в договор поставки условие о выплате вознаграждения в отношении питьевого пастеризованного молока сроком годности менее 10 дней, 10 дней, более 10 дней? Как быть в отношении молока жирностью 3,5%?
Законом о торговле установлен прямой запрет на включение в договор поставки условия о выплате вознаграждения за поставку молока жирностью 3,2% сроком годности менее 10 дней, произведенного по ГОСТ Р 52090-2003. В отношении остальной продукции организация вправе выплачивать вознаграждение, поскольку в Перечне социально значимых товаров не поименовано молоко сроком годности в 10 дней и более, а также жирностью 3,5%. Кроме того, выплачивать указанное вознаграждение можно в случае, если срок годности молока менее 10 дней, но оно изготавливается по техническим условиям и иным ГОСТам, кроме ГОСТ Р 52090-2003 (Письмо ФАС РФ N ИА/21733/13).
Вопрос. Входят ли в Перечень социально значимых товаров хлеб и хлебобулочные изделия со сроком годности менее 10 дней, произведенные по ГОСТам, на которые содержатся ссылки в ГОСТ Р 52961-2008, ГОСТ Р 52462-2005 для целей применения запрета, установленного п. 5 ст. 9 Закона о торговле?
Названные ГОСТы определяют общие технические условия и содержат ссылки на ГОСТы, по которым производятся хлеб и хлебобулочные изделия конкретных наименований. Следовательно, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки, хлебобулочные изделия из пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней, произведенные по ГОСТам, на которые содержатся ссылки в ГОСТ Р 52961-2008, ГОСТ Р 52462-2005, относятся к товарам, за приобретение определенного количества которых в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона о торговле хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения (Письмо ФАС РФ N ИА/21733/13).
С.А. Чернов,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
*(2) Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"