Печешь, консервируешь - сообщи
Предприятия (индивидуальные предприниматели), планирующие начать осуществлять производство хлеба, сахара, молока, макаронных изделий, продуктов из мяса, переработку и консервирование картофеля, фруктов, овощей и др., обязаны известить об этом соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. О выполнении (оказании) каких именно работ (услуг) необходимо извещать? В какие сроки и каким образом должна быть исполнена данная обязанность? Что будет, если в уполномоченный орган не поступит уведомление о начале осуществления деятельности?
Какая деятельность пищевиков является уведомительной?
Обязанность в виде представления в соответствующий орган уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности введена Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Об этом - ст. 8, которая вступила в силу 01.07.2009. Перечень видов деятельности, носящих уведомительный характер, приведен в п. 2 ст. 8. А вот конкретные работы, услуги, входящие в состав этих видов деятельности, о начале выполнения, оказания которых необходимо известить, указаны в перечне, приведенном в приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 584, которым утверждены Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (далее - Правила).
Стоит обратить внимание на то, что список видов деятельности (работ, услуг), о планируемом начале осуществления которых необходимо уведомлять, после вступления в силу ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ уже не раз изменялся (по большей части - расширялся). Поскольку комментируемая обязанность касается и лиц, занимающихся производством пищевых продуктов, за изменениями в названном списке нужно следить. Предлагаем ознакомиться со списком видов деятельности и входящих в них работ, услуг, по которым на сегодняшний день действует обязанность представления уведомления (в части, касающейся организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере пищевой промышленности).
Вид деятельности | Выполняемые работы, оказываемые услуги | Код по ОКВЭД | Дата начала действия обязанности |
Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий | Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения | 28.04.2010 | |
Производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения | 28.04.2010 | ||
Производство молока и молочной продукции | Производство молочных продуктов | 28.04.2010 | |
Переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей | Переработка и консервирование картофеля | 02.07.2013 | |
Производство фруктовых и овощных соков | 28.04.2010 | ||
Переработка и консервирование фруктов и овощей, не включенных в другие группировки | 02.07.2013 | ||
Производство рафинированных масел и жиров* | Производство рафинированных масел и жиров | 28.04.2010 | |
Производство сахара | Производство сахара | 28.04.2010 | |
Производство мукомольно-крупяной промышленности | Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов | 28.04.2010 | |
Производство макаронных изделий | 02.07.2013 | ||
Производство минеральных вод и других безалкогольных напитков** | Производство минеральных вод | 02.07.2013 | |
Производство безалкогольных напитков, кроме минеральных вод | 28.04.2010 | ||
Производство продуктов из мяса и мяса птицы | Производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных | 02.07.2013 | |
Предоставление услуг по тепловой обработке и прочим способам переработки мясных продуктов | 02.07.2013 | ||
Переработки и консервирование рыбо- и морепродуктов | Переработки и консервирование рыбо- и морепродуктов | 02.07.2013 | |
Производство готовых кормов для животных | Производство готовых кормов для животных | 02.07.2013 | |
Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий, чая, кофе, пряностей, приправ | Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий | 02.07.2013 | |
Производство чая и кофе | 02.07.2013 | ||
Производство пряностей и приправ | 02.07.2013 | ||
Производство детского питания и диетических пищевых продуктов | Производство детского питания и диетических пищевых продуктов | 02.07.2013 | |
Производство прочих пищевых продуктов | Производство готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления, не включенных в другие группировки | 02.07.2013 | |
Производство растительных соков и экстрактов, пептических веществ, растительных клеев и загустителей | 02.07.2013 | ||
Производство пищевых ферментов | 02.07.2013 | ||
* В период с 28.04.2010 по 01.07.2013 также действовало требование о необходимости представления уведомления в случае производства неочищенных масел и жиров (код 15.41) и производства маргариновой продукции (код 15.43). Это связано с тем, что ранее в перечень был включен вид деятельности "Производство масложировой продукции" (код 15.4). ** Постановлением Правительства РФ от 14.04.2010 N 245, начавшим действовать 28.04.2010, перечень был дополнен новым видом деятельности "Производство безалкогольных напитков", в состав которого входило только производство безалкогольных напитков, кроме минеральных вод (код по ОКВЭД 15.98.2). В силу Постановления Правительства РФ от 20.06.2013 N 516 (начало действия - 02.07.2013) вид деятельности и состав работ, услуг стал таким - "Производство минеральных вод и других безалкогольных напитков". По ОК 029-2007 "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности"*(1) (ОКВЭД) данному виду деятельности соответствует код 15.98. Однако в перечне по-прежнему указан код 15.98.2. Предполагаем, что это техническая недоработка. |
Начало действия обязанности
В вышеприведенной таблице в последней графе проставлена дата, начиная с которой действует требование по представлению уведомления о начале осуществления того или иного вида деятельности. Поясним "происхождение" названных дат. В пункте 2 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ говорится, что уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и оказание услуг согласно утвержденному Правительством РФ перечню работ и услуг. В связи с этим, по мнению автора, обязанность возникает только после начала действия постановления Правительства РФ, в котором приведены работы, услуги, о предполагаемом начале выполнения, оказания которых нужно известить соответствующий орган.
Обратите внимание! Путем подачи уведомления производитель не просто извещает о планируемом начале осуществления определенного вида деятельности, но и подтверждает соответствие территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств, предназначенных для использования в процессе осуществления предпринимательской деятельности, работников, других условий обязательным требованиям.
Еще один важный момент. В Письме Роспотребнадзора от 19.02.2010 N 01/2337-0-32 указано, что на организации, которые осуществляли отдельные виды предпринимательской деятельности до 01.07.2009, то есть до даты вступления в силу ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ, требование о подаче уведомления о таких видах деятельности не распространяется, тем более что согласно п. 5 указанной статьи уведомление представляется до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг (после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе)*(2). Со своей стороны уточним: уведомление не нужно представлять в том случае, если организация начинает заниматься деятельностью (оказывать услуги, выполнять работы) до того, как данная деятельность становится уведомительной согласно постановлению Правительства РФ.
Однако возможна такая ситуация. Уведомление не подавалось, поскольку конкретная деятельность стала уведомительной уже после начала ее осуществления. Но организация открывает новые обособленные подразделения, в которых планируется вести названную деятельность. В этом случае исходя из пояснений Роспотребнадзора уведомление необходимо представить в соответствующий уполномоченный орган до начала осуществления деятельности в обособленных подразделениях.
Куда представляется уведомление?
В пункте 6 Правил указано, что уведомление представляется в уполномоченный орган по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг). В то же время из формы уведомления следует, что в одном бланке указываются почтовые адреса места нахождения юридического лица, в том числе его филиалов и представительств, мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности. Отсюда становятся понятными и разъяснения Роспотребнадзора, актуальные для юридических лиц, имеющих обособленные подразделения (филиалы), расположенные и зарегистрированные на территориях разных субъектов РФ. В данном случае уведомление можно подать в уполномоченный орган, находящийся на любой территории, где фактически осуществляется деятельность юридического лица. Так какой же орган является уполномоченным?
Производители пищевой продукции представляют уведомление (в двух экземплярах по форме, приведенной в приложении 2 к Постановлению Правительства РФ N 584):
- в Роспотребнадзор (его территориальный орган);
- в ФМБА (если работы, услуги планируется выполнять, оказывать на территории, подлежащей обслуживанию названным агентством). Перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р;
- в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный ветеринарный надзор (при производстве готовых кормов для животных).
Уведомление представляется в соответствующий орган непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 5 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ). В связи с этим органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны обеспечить возможность получения такой услуги через многофункциональный центр посредством заключения соглашений с МФЦ. В случае оформления уведомления на бумажном носителе днем его подачи следует считать день регистрации документа в уполномоченном органе либо день отправки почтового отправления (в случае направления уведомления заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением). В день получения уведомления должностное лицо уполномоченного органа регистрирует его и проставляет на обоих экземплярах документа отметку с указанием даты получения и регистрационного номера. Один экземпляр остается в уполномоченном органе, второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю.
Кроме того, уведомление может быть представлено в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя. Тогда день регистрации уведомления в системе электронного документооборота уполномоченного органа и будет считаться днем его подачи. Уполномоченный орган в этот же день направляет заявителю подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа, подписанного его электронной подписью.
Сообщаем дополнительные сведения
Уполномоченный орган необходимо извещать не только о предстоящем начале осуществления конкретных видов деятельности, но и о следующих изменениях (п. 6 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ):
- об изменении места нахождения юридического лица (места жительства индивидуального предпринимателя) и (или) места фактического осуществления деятельности;
- о реорганизации юридического лица.
Для представления дополнительных сведений установлен срок, равный 10 рабочим дням с даты внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Как изменение мест фактического осуществления деятельности нужно рассматривать открытие новых обособленных подразделений, в которых планируется организовать деятельность, о начале осуществления которой ранее уже было заявлено в одно из управлений Роспотребнадзора по соответствующему субъекту РФ. Дополнительные сведения сообщаются в уполномоченный орган в течение 10 дней со дня внесения соответствующих изменений посредством представления заявления в произвольной форме с указанием места нахождения (адреса) новых обособленных подразделений, кодом работ и услуг по ОКВЭД с приложением копий документов, подтверждающих факт внесения изменений (Письмо Роспотребнадзора от 19.02.2010 N 01/2337-0-32).
Какова ответственность за непредставление уведомления, дополнительных сведений?
Нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности - административно наказуемое деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Вид правонарушения | Мера ответственности | |
Должностные лица | Юридические лица | |
Непредставление уведомления | Штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб. | Штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. |
Представление уведомления, содержащего недостоверные сведения | Штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. | Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. |
Обратим внимание читателей на Постановление Амурского областного суда от 03.05.2011 по делу N 4-7-130/11, на основании которого обществу не удалось избежать ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ за непредставление уведомления, несмотря на то что запланированная к осуществлению уведомительная деятельность впоследствии так и не была организована. В суд были представлены доказательства того, что общество планировало вести указанную деятельность (в ходе разбирательства дела нашел подтверждение факт опубликования обществом рекламных объявлений с предложением оказания услуг, входящих в состав уведомительной деятельности).
Что касается ответственности за непредставление дополнительных сведений, ст. 19.7.5-1 КоАП РФ она не установлена. Поэтому за игнорирование данного требования, включая представление дополнительных сведений позднее установленного срока, а равно за представление уведомления после начала осуществления предпринимательской деятельности могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ. (Статья 19.7.5-1 по отношению к данной статье является специальной.) Итак, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб., юридические лица - на сумму, в 10 раз большую.
(Индивидуальные предприниматели в описанных ситуациях несут ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ).)
* * *
Предприятия (индивидуальные предприниматели), решившие запустить новое производство пищевых продуктов, должны выяснить, не нужно ли в связи с этим представить в уполномоченный орган (как правило, в территориальный орган Роспотребнадзора) уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности. Если впоследствии организация будет реорганизована либо если у производителя изменится место нахождения (место жительства) или место фактического осуществления уведомительной деятельности, об этом также необходимо известить уполномоченный орган (путем подачи заявления в произвольной форме). Следует помнить: за нарушение данных обязанностей, включая представление недостоверных сведений, предприятие (индивидуального предпринимателя) могут привлечь к административной ответственности.
Н.В. Герасимова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
*(2) Пример из арбитражной практики - Постановление Забайкальского краевого суда от 25.02.2011 по делу N 7-416-2010/7-28-2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"