Комментарий к постановлению Правительства РФ от 14 января 2014 г. N 20 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583"
В 2008 году Правительством РФ было разработано и утверждено Постановление от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 583) вместе с Положением об установлении систем оплаты труда. Первоначально положения этого документа распространялись только на бюджетные учреждения. Позже, когда в результате реформы государственного сектора экономики все государственные (муниципальные) учреждения стали подразделяться на казенные, бюджетные и автономные, его нормы стали применяться в отношении казенных и бюджетных учреждений. Начиная с 31 января 2014 года в результате принятия и вступления в силу Постановления Правительства РФ от 14.01.2014 N 20 Постановление N 583 применяется и в отношении федеральных автономных учреждений. С этой даты действующая в них система оплаты труда должна соответствовать нормам данного документа. Так как он автономными учреждениями ранее не применялся, мы не столько обратим внимание на изменения, сколько на то, как в соответствии с новой редакцией Постановления N 583 должна быть организована система оплаты труда в учреждении.
Для начала отметим, что система оплаты труда работников автономных учреждений включает в себя оклады, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также Положением об установлении систем оплаты труда.
Согласно п. 2 (1) указанного положения системы оплаты труда работников федеральных автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда, которые разрабатываются в учреждении и утверждаются учредителем.
Что следует учитывать при разработке положения об оплате труда
Согласно п. 2 Положения об установлении систем оплаты труда системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом:
1. Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов.
Например, Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 N 544н утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". В свою очередь, Постановлением Минтруда РФ от 16.07.2003 N 54 утвержден Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих "Театрально-зрелищные предприятия".
2. Государственных гарантий по оплате труда.
Основные гарантии по оплате труда работников установлены ст. 130 ТК РФ. Они включают в себя:
- МРОТ (Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда установлен с 1 января 2014 года в размере 5 554 руб. в месяц);
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Статьей 134 ТК РФ установлено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из бюджетов, проводят индексацию в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В частности, в Распоряжении Правительства РФ от 26.08.2013 N 1490-р федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета рекомендовано принять меры по увеличению с 1 октября 2013 года на 5,5% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников указанных учреждений;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (напомним, что согласно ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами). В частности, удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю вправе производиться:
а) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
б) для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
в) для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);
г) при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Исключением является увольнение по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 1, 2 либо 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5-7 ст. 83 ТК РФ;
- ограничение оплаты труда в натуральной форме;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Такой надзор осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Ответственность работодателей предусмотрена как нормами ТК РФ, так и ст. 5.27 КоАП РФ. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного в учреждении срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с денежной компенсацией в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;
- сроки и очередность*(1) выплаты заработной платы. В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным, трудовым договором. При прекращении трудового договора все суммы, причитающиеся работнику от работодателя, выплачиваются в день увольнения работника (ст. 140 ТК РФ).
3. Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством труда и социальной защиты.
Перечень компенсационных выплат приведен в приложении 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822. К таким выплатам относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
4. Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством труда и социальной защиты. Перечень таких выплат приведен в приложении 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 и включает в себя:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Размеры и условия выплат конкретизируются в условиях трудового договора.
5. Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013). Такой документ принимается регулярно. Положения, приводимые в нем, в основном копируют друг друга из года в год.
6. Мнения представительного органа работников. На основании приведенного выше, а также норм ТК РФ и других законодательных актов в учреждении разрабатывается положение об оплате труда.
Оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты
В положении об оплате труда учреждения прописываются составные части системы оплаты труда, действующей в учреждении, правила расчета фонда оплаты труда учреждения, условия установления должностных окладов, ставок заработной платы работников учреждения, в том числе условия установления должностных окладов руководителя учреждения и его заместителей, перечень компенсационных и стимулирующих выплаты, размеры и условия их выплаты и др.
Фонд оплаты труда работников федерального автономного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному автономному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда).
Так, в положении об оплате труда в автономном учреждении может быть прописано следующее.
Фонд оплаты труда (ФОТ) учреждения состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст):
ФОТ = ФОТб + ФОТст.
Объем стимулирующей части определяется по формуле:
ФОТст = ФОТб х стимулирующая доля ФОТ.
Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату работников учреждения за трудовые усилия, потраченные на качественное выполнение основных профессиональных функций, определенных квалификационными требованиями, в рамках нормативов рабочего времени с учетом особенностей содержания и условий труда. В этой части фонда учитываются различные виды повышений ставок (окладов) и компенсационных выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных.
Фонд стимулирования учреждения формируется за счет бюджетных средств, направленных на оплату труда, средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и не может быть менее 30% общего фонда оплаты труда начиная с 2014 года. Перечень, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективным договором и положением об оплате труда. Выплаты стимулирующего характера не образуют новый оклад и не учитываются при начислении иных стимулирующих или компенсационных выплат.
Как установлено в п. 3 Положения об установлении систем оплаты труда, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 144 ТК РФ). Так, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 N 398н утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников учреждений телевидения, радиовещания и кинопроката Министерства обороны.
С учетом требований названного пункта, а также других нормативных актов в положении об оплате труда может быть прописано:
Должностной оклад (ставка заработной платы) работника формируется на основании базового оклада по соответствующему квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (ПКГ), применения повышающих коэффициентов по должности.
Минимальные размеры окладов (ставок) работников устанавливаются по соответствующим профессиональным квалификационным группам (ПКГ) с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в следующих размерах:
- общеотраслевые профессии рабочих первого уровня - 3 000 руб.;
- учебно-вспомогательный персонал первого уровня - 3 500 руб.;
- педагогические работники - 5 000 руб.
Должностные оклады (ставки заработной платы) работников устанавливаются в зависимости от уровня образования, квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации (для педагогических работников), ученой степени, особенностей условий работы образовательного учреждения посредством умножения базового оклада на повышающие коэффициенты:
Д (С) = БО x Кобр x Ккат + (БО x Кспец), где:
Д (С) - должностной оклад (ставка заработной платы) работника образовательного учреждения;
БО - базовый оклад работника учреждения;
Кобр - повышающий коэффициент учета уровня образования и ученой степени;
Ккат - повышающий коэффициент учета квалификационной категории;
Кспец - повышающий коэффициент за специфику работы в учреждении.
Базовые оклады увеличиваются на повышающие коэффициенты:
1. За уровень профессионального образования и ученую степень кандидата наук - 1,25; доктора наук - 1,3.
2. За квалификационную категорию:
- высшая квалификационная категория - 1,3;
- первая квалификационная категория - 1,2;
- вторая квалификационная категория - 1,1.
Повышающий коэффициент за наличие квалификационной категории сохраняется на срок до одного года по истечении срока ее действия в случаях длительной нетрудоспособности работника в течение аттестационного периода, по возвращении в течение учебного года из длительной командировки, связанной с профессиональной деятельностью, из отпуска длительностью до одного года, из отпуска по уходу за ребенком, независимо от срока окончания действия квалификационной категории, при приеме на работу после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, а также тем работникам, которым до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", остался один год и менее.
Для работников профессиональных квалификационных групп должностей работников, состоящих в штате учреждения, устанавливаются персональные повышающие коэффициенты, формирующие надбавки к должностным окладам работников за выслугу лет:
- при выслуге лет от 1 года до 5 лет - до 0,05;
- при выслуге лет от 5 лет до 10 лет - до 0,1;
- при выслуге более 10 лет - до 0,15.
Надбавка за выслугу лет устанавливается:
- для педагогических работников - в зависимости от общего педагогического стажа, педагогической нагрузки, предусмотренной по тарификации;
- для работников, относимых к профессиональным квалификационным группам учебно-вспомогательного состава, - в зависимости от общего стажа работы в данном учреждении.
Надбавка за выслугу лет устанавливается только по основной должности, занимаемой работником.
Руководитель учреждения принимает решение о назначении работникам учреждения выплат за выслугу лет с учетом предложений, выработанных комиссией по распределению выплат стимулирующего характера, и издает приказ сроком на определенный период.
При наступлении у работника права на изменение размера ставки (оклада) в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы исходя из более высокого оклада (ставки) осуществляется со дня окончания отпуска или периода временной нетрудоспособности.
Выплаты стимулирующего характера в положении об оплате труда устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не предусмотрено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 4 Положения об установлении систем оплаты труда).
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.
Приведем пример заполнения раздела положения об оплате труда автономного учреждения "Выплаты стимулирующего характера".
В учреждении устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
за интенсивность и высокие результаты работы;
за качество выполняемых работ;
за выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплат за качество выполняемых работ, премиальных выплат по итогам работы устанавливаются в процентном отношении к должностному, базовому окладам (ставкам) в размере, не превышающем 20% от должностного оклада.
Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения.
Надбавки устанавливаются в целях стимулирования высокой результативности работы, обеспечения успешного выполнения наиболее сложных работ, высокого качества работы, за напряженность, интенсивность труда и другие качественные показатели труда работника учреждения.
Вид надбавки | Основание |
за напряженность и интенсивность - до 100% | - участие в инновационной деятельности; - ведение экспериментальной работы; - применение информационных технологий и др. |
За высокую степень самостоятельности и ответственности - до 50% | - участие в разработке и реализации программы развития учреждения; - участие в конкурсах, интернет-проектах и т.п. |
За высокие результаты работы - до 50% | - стабильность и рост качества знаний обучающихся; - сохранность здоровья обучающихся и др.; |
За обеспечение успешного выполнения наиболее сложных работ - до 50% | - особый режим по обеспечению бесперебойной работы систем жизнеобеспечения учреждения и др. |
За качественные показатели труда - до 50% | - высокий уровень профессионального мастерства; - высокий уровень исполнительской дисциплины и др. |
Надбавки к должностному окладу могут быть отменены или изменены в размерах приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством за несвоевременное и некачественное выполнение возложенных обязанностей, заданий, за нарушение устава учреждения и правил внутреннего распорядка до истечения срока действия приказа об их установлении.
Премии - дополнительная часть заработной платы, выплачиваемая за достижение высоких результатов учреждением в целом или конкретным работником. Премирование производится по достижении определенных результатов, а также по результатам работы за соответствующий период. Возможно применение индивидуального премирования, отмечающего особую роль отдельных работников, достигших высоких количественных и качественных результатов, и коллективного премирования, направленного на мотивацию работников учреждения.
Премирование по итогам работы за определенный период осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда, предусмотренного планом на текущий год. Премирование производится за качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и выполнение установленных показателей премирования по категориям работников.
Премии могут выплачиваться также по следующим основаниям:
- к юбилейным датам;
- к профессиональным, государственным и общегородским праздникам;
- по результатам работы учреждения за определенный период.
Размер премии может исчисляться в процентах от должностного оклада или в абсолютных величинах. Премии устанавливаются приказом руководителя учреждения и максимальным размером не ограничены.
Лица, не проработавшие полный расчетный период, могут быть премированы с учетом их трудового вклада и фактически проработанного времени.
Работнику может быть уменьшена премия по итогам работы или он может быть лишен премии полностью за невыполнение показателей премирования. Премия не выплачивается работникам, получившим дисциплинарное взыскание, до его снятия.
Оплата труда руководителей учреждения и их заместителей
Согласно ст. 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ:
- в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ;
- в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
К правилам определения окладов, компенсационных и стимулирующих выплат в отношении руководителей автономных учреждений и их заместителей предъявляются особые требования.
Размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения (типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329).
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
В отношении установления компенсационных выплат для руководителей учреждений и их заместителей действуют те же правила, что и для всех других работников учреждения. Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей федеральных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не предусмотрено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 8 Положения об установлении систем оплаты труда).
Что касается стимулирующих выплат, то для руководителей учреждения они назначаются учредителем (п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда).
В качестве показателя эффективности работы руководителя федерального учреждения по решению учредителя может быть установлен рост средней заработной платы работников федерального учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями Правительства РФ.
Руководителю федерального учреждения выплаты стимулирующего характера производятся по решению учредителя с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя.
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, март-апрель, 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Имеется в виду первоочередное удержание алиментов, удержание по искам о возмещении вреда здоровью граждан и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"