Можно ли привлечь индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если в требовании налогового органа о представлении документов в целях проведения камеральной налоговой проверки не указаны даты и номера истребуемых у коммерсанта документов?
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Минфин в Письме от 17.10.2013 N 03-02-08/43377 по рассматриваемой проблеме отметил, что в соответствии с формой требования о представлении документов (информации)*(1) в требовании указываются наименование документа, период, к которому он относится, а при наличии - реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов.
Статьей 93 НК РФ не предусмотрено указание в требовании налогового органа о представлении документов (информации) наименований и реквизитов истребуемых документов.
Однако, на наш взгляд, для правомерного привлечения налогоплательщика к ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо учитывать имеющуюся судебную практику. В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07 отмечено, что по смыслу ст. 88, 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, не имеется.
В силу названной нормы такая ответственность устанавливается за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных документов недопустимо.
Таким образом, для обоснованного привлечения плательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ налоговый орган должен сформулировать конкретный перечень обязательных для предъявления документов и их количество. Данный вывод следует из Определения ВАС РФ от 28.04.2010 N ВАС-4480/09.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, конкретным перечнем является предметно определенный список истребуемых документов. Это предполагает указание в требовании их квалифицирующих признаков (реквизитов), к которым относятся наименование, дата, а при наличии - и номер документа (см. также п. 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей).
А.В. Телегус,
к.э.н., член Палаты налоговых консультантов России
1 марта 2014 г.
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"