Комментарий к постановлению Правительства РФ от 14.01.2014 N 20 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583"
С 01.12.2008 согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений*(1) (далее - Положение об установлении систем оплаты труда) действует новая система оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений.
Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 N 20 (далее - Постановление N 20) в Положение об установлении систем оплаты труда внесены следующие изменения.
Сфера применения Положения об установлении систем оплаты труда. В силу внесенных изменений нормы Положения об установлении систем оплаты труда теперь распространяются не только на федеральные бюджетные и казенные учреждения, но и на федеральные автономные учреждения.
Кроме того, Положение об установлении систем оплаты труда теперь не будет распространяться не только на гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента РФ, на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с п. 8 и 9 Постановления Правительства РФ N 583, но и на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются иными нормативными правовыми актами Правительства РФ, а также на работников федеральных государственных учреждений, в которых нормативными правовыми актами Правительства РФ определен иной порядок установления систем оплаты труда.
Системы оплаты труда. Исходя из п. 2 Положения об установлении систем оплаты труда системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:
- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
- единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях*(2);
- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях*(3);
- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений*(4);
- мнения представительного органа работников.
Заметим, что ранее в этот список входили государственные гарантии по оплате труда. Кроме того, согласно внесенным изменениям системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Минтрудом. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер.
Системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Минтрудом. Данные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер.
Действовавшая ранее редакция Положения об установлении систем оплаты труда не требовала обязательного согласования с Минтрудом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также выплат компенсационного характера устанавливаются руководителем учреждения в соответствии с вышеуказанными положениями об оплате труда.
Названные оклады и ставки заработной платы должны устанавливаться с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих.
Выплаты стимулирующего характера. На основании п. 5 Положения об установлении систем оплаты размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.
Согласно внесенным изменениям размеры и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда, утверждаемых учредителем коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.
Напомним, что к выплатам стимулирующего характера относятся:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
В силу п. 15 Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.
Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:
- объективности - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
- предсказуемости - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;
- адекватности - вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации;
- своевременности - вознаграждение должно следовать за достижением результата;
- прозрачности - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
Оплата труда руководителей. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
Одним из новшеств, введенных Постановлением N 20, является требование о том, что размер должностного оклада руководителя федерального учреждения должен определяться в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения.
Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений и средней заработной платы работников этих учреждений устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8.
На основании внесенных изменений указанный предельный уровень может быть увеличен по решению федерального государственного органа - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное и (или) казенное учреждение, в отношении руководителя учреждения, которое включено в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ, за исключением федеральных учреждений, поименованных в п. 10(1) Положения об установлении систем оплаты. Согласно названному пункту для федеральных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ, размер предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя федерального учреждения и средней заработной платы работников этого учреждения устанавливается Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Руководителю федерального учреждения выплаты стимулирующего характера выплачиваются по решению федерального органа исполнительной власти (государственного органа), федерального учреждения - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя.
В качестве показателя эффективности работы руководителя федерального учреждения по решению федерального государственного органа, федерального учреждения - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, а в отношении руководителя федерального учреждения - главного распорядителя средств федерального бюджета - по решению Правительства РФ может быть установлен рост средней заработной платы работников федерального учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями Правительства РФ.
Соотношение средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, формируемых за счет всех финансовых источников, рассчитывается за календарный год. Размер средней заработной платы определяется согласно методике, используемой при определении средней заработной платы работников для целей статистического наблюдения.
Классификация персонала в учреждении. На основании внесенных изменений к основному персоналу федерального учреждения относятся работники федерального учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители. Заметим, что ранее к основному персоналу учреждения относились работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Кроме того, Постановлением N 20 вводятся понятия вспомогательного и административно-управленческого персонала. Вспомогательный персонал федерального учреждения - работники федеральных учреждений, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности данного учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования.
Административно-управленческий персонал федерального учреждения - работники федерального учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), и работники федерального учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности федерального учреждения.
Федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных учреждений, и федеральные учреждения - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, могут устанавливать предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда подведомственных федеральных учреждений (не более 40%), а также перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу этих учреждений.
Фонд оплаты труда работников федерального автономного и бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральному автономному и бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Фонд оплаты труда работников федерального казенного учреждения формируется исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций федерального казенного учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда работников указанного учреждения.
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Введено Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.
*(2) Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822.
*(3) Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818.
*(4) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012 N 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"