Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Государственные (муниципальные) учреждения при осуществлении своей деятельности часто сталкиваются с различного рода проверками и довольно часто остаются недовольны результатами. О некоторых вопросах обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях речь пойдет в настоящей статье.
Допустим, орган Росфиннадзора*(1) по результатам проверки деятельности бюджетного учреждения вынес постановление о привлечении его к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Если бюджетное учреждение не согласно с вышеуказанным постановлением, оно может обжаловать его в арбитражный суд (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ). Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен в § 2 гл. 25 АПК РФ. Согласно п. 1 ст. 207 АПК РФ такие дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями, которые заключаются в следующем:
- производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявления, а не искового заявления (п. 2 ст. 207 АПК РФ);
- заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности (п. 1 ст. 208 АПК РФ);
- заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (п. 2 ст. 208);
- заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (п. 4 ст. 208).
Требования к заявлению об оспаривании постановления об административном правонарушении установлены в ст. 209 АПК РФ. Заявление подается в письменной форме, подписывается заявителем (его представителем). В этом документе указывается:
- наименование арбитражного суда, куда подается заявление;
- наименование и местонахождение заявителя, его номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
- наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
- название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
- права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
- требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа;
- перечень прилагаемых приложений. К заявлению обязательно прилагаются текст оспариваемого решения, уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.
По общему правилу дело об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления (п. 1 ст. 210 АПК РФ). Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (п. 4 ст. 210 АПК РФ).
В силу п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании:
- проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения;
- устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;
- устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности;
- соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности;
- не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности;
- рассматривает иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит одно из двух решений:
- решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (п. 2 ст. 211 АПК РФ);
- решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (п. 3 ст. 211 АПК РФ).
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции (п. 5 ст. 211 АПК РФ).
Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Примерная форма заявления об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
В Арбитражный суд города Москвы
115225 Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
Заявитель:
Бюджетное учреждение
101000, г. Москва, ул. Крылатская, д. 1
Тел./факс: 495-211-111
E-mail: bud@jet.ru
ОГРН111111111111
Административный орган:
Территориальное управление Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора
в г. Москве (ТУ Росфиннадзора в г. Москве)
107031, г. Москва, ул. Рождественка,
д. 5/7, стр. 1
Тел./факс: (495) 623-07-82
E-mail: tu_mosnadzor@rosfinnadzor.ru
Заявление
о признании незаконным и отмене постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ
В период с 25.11.2013 по 25.12.2013 ТУ Росфиннадзора в г. Москве в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и планом контрольной работы управления на 2013 год проведена проверка отдельных вопросов соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса.
В ходе проверки административный орган пришел к выводу о нецелевом использовании бюджетным учреждением бюджетных средств в сумме 300 000 рублей, выделенных ему в качестве субсидии из федерального бюджета.
В связи с выявлением факта нецелевого использования бюджетных средств ТУ Росфиннадзора в г. Москве 26.12.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 122, которым действия бюджетного учреждения квалифицированы как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.
27 декабря 2013 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении ТУ Росфиннадзора в г. Москве в отношении бюджетного учреждения вынесено постановление N 122 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым бюджетное учреждение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 40 000 рублей.
Бюджетное учреждение считает вышеуказанное постановлением незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Условием законности протокола об административном правонарушении является соблюдение процедуры его оформления, предусмотренной ст. 28.2 КоАП РФ, обеспечивающей соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Данной нормой предусмотрено, что законному представителю юридического лица, лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем в протоколе делается запись; ему предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, изложить свои замечания и объяснения.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Из приведенных норм следует, что при производстве по делу об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, с момента составления протокола об административном правонарушении должна быть обеспечена возможность защиты прав и законных интересов непосредственно либо через представителя.
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные ст. 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Однако ТУ Росфиннадзора в г. Москве составило протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя бюджетного учреждения.
Таким образом, бюджетное учреждение было лишено предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать, представлять объяснения по существу выявленного правонарушения и замечания по содержанию протокола. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (п. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и § 2 гл. 25 АПК РФ,
прошу:
признать незаконным и отменить постановление ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 27.12.2013 N 122 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.
Приложения:
- постановление ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 27.12.2013 N 122 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ;
- протокол об административном правонарушении от 26.12.2013 N 122;
- квитанция об отправлении, опись вложения, подтверждающие направление ТУ Росфиннадзора в г. Москве заявления об оспаривании постановления.
А. Мандрюков,
магистр права, эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу ст. 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 15.14 КоАП РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Росфиннадзор осуществляет функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"