Обязаны ли бюджетные учреждения при возмещении расходов по найму жилого помещения в служебной командировке на территории иностранного государства руководствоваться нормами Приказа Минфина РФ от 02.08.2004 N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета"?
На бюджетные учреждения не могут распространяться положения, установленные законодательством РФ для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Обоснование. В силу п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность согласно предмету и целям деятельности, определенным в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Основная деятельность бюджетного учреждения (то есть та, ради которой оно было создано) осуществляется на основании государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание формируется и утверждается учредителем учреждения.
На основании ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Исходя из ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).
Необходимо отметить, что при установлении учреждению государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы), а в случае установления госзадания одновременно на оказание государственной услуги и выполнение работы задание формируется из двух частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию услуги и к выполнению работы.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках госзадания и нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество (в том числе земельные участки).
В составе нормативных затрат на оказание государственных услуг учитываются нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества). Порядок определения поименованных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам устанавливается учредителем по согласованию с Минфином и Минэкономразвития. Данные нормативные затраты используются для расчета объема субсидии на выполнение государственного задания.
Бюджетные учреждения обязаны составлять план финансово-хозяйственной деятельности, общие требования к которому установлены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н. План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения является документом, определяющим направления использования бюджетными учреждениями субсидии на выполнение государственного задания. Положениями названного приказа не установлено требование о том, что плановые показатели по выплатам, отраженные в плане, должны соответствовать объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии на выполнение государственного задания.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Указанным федеральным законом не предусмотрен иной порядок санкционирования, в том числе не установлен запрет на увеличение командировочных расходов за счет экономии по другим расходам.
Таким образом, на бюджетные учреждения, получающие средства из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) или на иные цели согласно ст. 78.1 БК РФ, не могут распространяться положения, установленные законодательством РФ для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, поскольку бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета. Приведенную позицию неоднократно занимал Минфин, разъясняя вопросы, связанные с направлением работников бюджетных учреждений в служебные командировки на территории РФ (письма от 29.10.2012 N 02-13-06/4517, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132). Следовательно, размеры средств на проживание в служебной командировке при направлении работников в командировки может установить бюджетное учреждение самостоятельно.
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
1 марта 2014 г.
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"