Как в учете бюджетного учреждения отразить расходы на приобретение аппарата для питьевой воды (кулера) и бутылей с питьевой водой, которые будут использоваться как обменная тара? Можем ли мы данные расходы произвести за счет средств субсидий?
Нормы законодательства, в частности, положения ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), не содержат положений, запрещающих учреждению приобрести кулер, питьевую воду, бутыли в качестве обменной тары за счет средств субсидий.
Согласно нормам Инструкции N 174н операции по приобретению кулера, бутылей - обменной тары и питьевой воды отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Поступил в учреждение кулер от поставщика | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 |
Погашена задолженность перед поставщиком | 4302 31 830 | 4 201 11 610 |
Принят кулер к бухгалтерскому учету в составе основных средств | 4 101 36 310 | 4 106 31 310 |
Поступили в учреждение пластиковые бутыли от поставщика (236 руб. х 3 шт.) | 4 105 36 340 | 4 302 34 730 |
Отражено поступление бутилированной воды от поставщика (219 руб. х 3 шт.) | 4 105 32 340 | 4 302 34 730 |
Погашена задолженность перед поставщиком (708 + 657) руб. | 4 302 34 830 | 4 201 11 610 |
Начислена амортизация при выдаче кулера в эксплуатацию | 4 109 80 271 | 4 104 36 410 |
Списана стоимость выданной в пользование бутилированной воды | 4 109 80 272 | 4 105 32 440 |
Обоснование. Согласно нормам ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях учредитель в отношении своего подведомственного учреждения формирует государственное (муниципальное) задание. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении задания.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Расчет размера субсидии производится с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на это, расходов на уплату налогов, объектом обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на это, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Направления распределения субсидии отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Законодательные акты не ограничивают учреждения в выборе направлений расходования средств субсидий. Учреждение вправе самостоятельно определить, на какие цели в рамках выполнения задания учредителя будут расходоваться средства финансирования. Таким образом, за счет средств субсидий, выделенных учреждению на выполнение задания учредителя, могут быть приобретены и кулер, и бутыли с питьевой водой.
Обоснованием совершения таких расходов за счет субсидий учреждением могут быть нормы ТК РФ, по которым работодатель обязан обеспечить нормальные условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства, и удовлетворить бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
К мероприятиям по улучшению условий труда, обеспечению охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков относятся приобретение и монтаж установок для питьевой воды (п. 18 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н).
Обязательства работодателя по вопросам улучшения условий и охраны труда работников могут включаться в коллективный договор (ст. 41 ТК РФ).
Поскольку срок полезного использования кулера составляет более 12 месяцев, он принимается к учету в качестве объекта основных средств в соответствии с абз. 2 п. 38 Инструкции N 157н. Приобретение этого вида нефинансового актива отражается по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н).
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, кулер (код по ОКОФ 16 2930019) включен в подраздел "Инвентарь производственный и хозяйственный".
Что касается бутылей с водой, которые будут использоваться как возвратная тара, они в соответствии с нормами п. 99 Инструкции N 157н относятся к объектам материальных запасов и учитываются на счете 2 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (п. 21, 118 Инструкции N 157н, п. 31 Инструкции N 174н).
Следует заметить, что в состав материальных запасов включается и питьевая вода, поскольку согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" бутилированная питьевая вода относится к пищевым продуктам. Продукты питания включаются в состав материальных запасов и учитываются на счете 0 105 32 000 "Продукты питания - иное движимое имущество учреждения" (п. 21, 118 Инструкции N 157н, п. 31 Инструкции N 174н).
Бутыли, используемые как обменная тара, и питьевая вода приобретаются по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Пример
Учреждение в целях улучшения условий труда приобретает кулер стоимостью 11 200 руб. (в том числе НДС - 1 200 руб.) и три бутыли с питьевой водой. Стоимость пластиковых бутылей (обменной тары) равна 236 руб. (в том числе НДС - 36 руб.) за одну единицу, а питьевой воды - 219 руб. (в том числе НДС - 33 руб.) за каждую бутыль. Бутыли оплачиваются при первой поставке воды, в последующем осуществляется замена пустой бутыли на полную водой с оплатой стоимости только воды.
В бухгалтерском учете операции по приобретению кулера, бутылей для обменной тары и питьевой воды будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступил в учреждение кулер от поставщика | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 | 11 200 |
Погашена задолженность перед поставщиком | 4 302 31 830 | 4 201 11 610 | 11 200 |
Принят кулер к бухгалтерскому учету в составе основных средств | 4 101 36 310 | 4106 31 310 | 11 200 |
Поступили в учреждение пластиковые бутыли от поставщика (236 руб. х 3 шт.) | 4 105 36 340 | 4 302 34 730 | 708 |
Отражено поступление бутилированной воды от поставщика (219 руб. х 3 шт.) | 4 105 32 340 | 4 302 34 730 | 657 |
Погашена задолженность перед поставщиком (708 руб. + 657 руб.) | 4 302 34 830 | 4 201 11 610 | 1 365 |
Начислена амортизация при выдаче кулера в эксплуатацию | 4 109 80 271 | 4 104 36 410 | 11 200 |
Списана стоимость выданной в пользование бутилированной воды | 4 109 80 272 | 4 105 32 440 | 657 |
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
1 марта 2014 г.
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"