Особенности формирования отчета о финансовом положении субъекта общественного сектора с учетом требований IPSAS 1 "Представление финансовой отчетности"
В статье рассматриваются особенности построения финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). На основе проведенного сравнения автором предлагается проект отчета о финансовом положении, адаптированный к МСФО, а также учитывающий национальные особенности построения бюджетной отчетности в России.
Мировая конвергенция финансовой отчетности для общественного сектора начинается в 2000 г. с момента публикации Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС). С доработкой приказов Минфина России от 28.12.2010 N 191н [5] и от 25.03.2011 N 33н [4] и одновременно вводом в действие Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" [3] установлены современные требования, предъявляемые к российской бюджетной отчетности.
Советом по МСФО разрабатываются и постоянно совершенствуются МСФО, данные стандарты применяются для организаций коммерческого сектора. Помимо коммерческого сектора существуют организации общественного сектора, для которых МСФО неприменимы ввиду того, что их финансовый учет и отчетность имеют существенные отличия от применяемых в коммерческом секторе. Основное различие данных групп организаций заключается в том, что цель коммерческой деятельности заключается в получении прибыли в отличие от организаций общественного сектора, основная сфера деятельности которых нацелена на создание социальных благ для населения.
С 2011 г. Минфин России начал действовать в направлении официального признания МСФО ОС в России как основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета в общественном секторе.
Отметим, что МСФО ОС предназначены к применению организациями общественного сектора для целей финансовой отчетности общего назначения. К организациям общественного сектора относятся национальные правительства, региональные правительства на уровне штата, провинции, территории, местные органы власти города, района и их подразделения: департаменты, службы, комитеты, комиссии и прочие службы. Данные стандарты не применяются к коммерческим организациям с государственным участием (КОГУ) - КОГУ применяют МСФО, публикуемые Советом по МСФО.
Международный стандарт финансовой отчетности общественного сектора (IPSAS) 1 "Представление финансовой отчетности" разработан на основе МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" (редакция 2003 г.), опубликованного Советом по МСФО.
Целью МСФО ОС (IPSAS) 1 является предписание порядка представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы обеспечить ее сопоставимость как с финансовой отчетностью субъекта за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других субъектов [2]. Международный стандарт финансовой отчетности общественного сектора (IPSAS) 1 должен применяться при представлении всех форм финансовой отчетности общего назначения, составляемых с использованием метода начисления.
Стандартом предлагается следующий формат отчета о финансовом положении субъекта общественного сектора (табл. 1).
Таблица 1
Отчет о финансовом положении субъекта общественного сектора
Активы | На конец отчетного года | На начало отчетного года |
Оборотные активы | ||
Денежные средства и их эквиваленты | Х | Х |
Дебиторская задолженность | Х | Х |
Запасы | Х | Х |
Предоплата | Х | Х |
Прочие оборотные активы | Х | Х |
Необоротные активы | ||
Дебиторская задолженность | Х | Х |
Инвестиции в ассоциированные субъекты | Х | Х |
Другие финансовые активы | Х | Х |
Инфраструктура, основные средства | Х | Х |
Земля и сооружения | Х | Х |
Нематериальные активы | Х | Х |
Прочие нефинансовые активы | Х | Х |
Общая сумма активов | Х | Х |
Обязательства | ||
Краткосрочные обязательства | ||
Кредиторская задолженность | Х | Х |
Краткосрочные заимствования | Х | Х |
Текущая доля долгосрочных заимствований | Х | Х |
Краткосрочные резервы | Х | Х |
Вознаграждения работникам | Х | Х |
Пенсии по выслуге лет | Х | Х |
Долгосрочные обязательства | ||
Кредиторская задолженность | Х | Х |
Долгосрочные заимствования | Х | Х |
Долгосрочные резервы | Х | Х |
Вознаграждения работникам | Х | Х |
Пенсии по выслуге лет | Х | Х |
Общая сумма обязательств | Х | Х |
Чистые активы | Х | Х |
Чистые активы/капитал | ||
Капитал, внесенный другими субъектами общественного сектора | Х | Х |
Резервы | Х | Х |
Накопленные прибыли/(убытки) | Х | Х |
Доля меньшинства | Х | Х |
Общая сумма чистых активов/капитала | Х | Х |
Приведенная в табл. 1 форма имеет пять разделов, строки в отчете выстроены в порядке убывания ликвидности. Балансовый отчет построен в соответствии с требованиями стандарта. Так, дебиторская и кредиторская задолженности структурированы с учетом требований отражения всех видов задолженностей как долгосрочная и краткосрочная отчетности. Раздел собственного капитала носит название "Чистые активы/Капитал" по причине того, что последняя строка в долгосрочных обязательствах имеет строку расчета чистых активов и по стоимостному значению совпадает с капиталом, вместе с тем считаем наличие наименования "Чистые активы" в пассивной части неуместным и сведем наличие этого факта к особенностям перевода. Также считаем, что предложенная в МСФО ОС (IPSAS) 1 форма не учитывает специфики того, что это балансовый отчет организаций, относящихся к общественному сектору. Отчет не содержит строк целевого финансирования.
Сопоставим основные формы отчетности, применяемые в настоящее время в России в отношении государственного сектора. Сравнительная характеристика балансовых отчетов для государственного сектора, предлагаемых МСФО ОС (IPSAS) 1 и приказами Минфина России, представлена в табл. 2.
Таблица 2
Анализ форм балансовых отчетов для государственного сектора, предлагаемых МСФО ОС 1 (IPSAS) 1 и приказами Минфина России [1]
Стандарт, приказ | Вид организаций, формирующих баланс | Раздел "Чистые активы/Капитал" | Возрастание/убывание ликвидности | Наличие раздельного учета |
МСФО ОС (IPSAS) 1 "Представление финансовой отчетности" | Организации общественного сектора | Чистые активы/Капитал. Капитал, внесенный другими субъектами общественного сектора. Резервы. Накопленные прибыли/(убытки). Неконтролирующая доля | Убывание ликвидности | Не предусмотрен |
Баланс ф. 0503130 для казенных учреждений, утвержденный приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н | Казенные учреждения, государственные академии наук и созданные ими учреждения | Финансовый результат хозяйствующего субъекта, в том числе: прошлых отчетных периодов; доходов будущих периодов; расходов будущих периодов | Актив по возрастанию ликвидности, пассив не имеет системы выстраивания статей по ликвидности | Раздельно бюджетная деятельность и средства во временном распоряжении |
Баланс ф. 0503730 для бюджетных и автономных учреждений, утвержденный приказом Минфина России от 28.12.2010 N 33н | Бюджетные и автономные учреждения | Финансовый результат хозяйствующего субъекта, в том числе: прошлых отчетных периодов; доходов будущих периодов; расходов будущих периодов | Актив по возрастанию ликвидности, пассив не имеет системы выстраивания статей по ликвидности | Раздельно деятельность с целевыми средствами, деятельность по оказанию услуг (работ) и средства во временном распоряжении |
Проект федерального стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", подготовленный Минфином России [6] | Субъекты сектора государственного управления | Прочие пассивы. Расчеты с учредителем по недвижимому и особо ценному движимому имуществу. Переоценка внеоборотных активов. Финансовый результат. Доля меньшинства в чистых активах | Актив по возрастанию ликвидности, пассив не имеет системы выстраивания статей по ликвидности | Не предусмотрен |
Источник: составлено автором.
Как видно из табл. 2, наиболее лаконичную форму имеет балансовый отчет, предлагаемый МСФО ОС (IPSAS) 1. Он содержит логики выстраивания статей по ликвидности, что облегчает его восприятие, а также не предполагает раздельного ведения учета. В российском законодательстве наблюдается множественность форм балансовых отчетов, различаемых в зависимости от вида бюджетного учреждения.
В балансе строки должны располагаться либо в порядке возрастания, либо в порядке убывания ликвидности как актива, так и пассива баланса. Обобщенно соотношение строк и разделов показано в табл. 3.
Таблица 3
Соотношение ликвидности строк балансовой формы для казенных учреждений
N п/п | Статья | Возрастание/убывание ликвидности |
Актив | ||
I | Нефинансовые активы | ... |
1 | Основные средства | ... |
2 | Нематериальные активы | Убывает |
3 | Затраты на изготовление готовой продукции | Возрастает |
II | Финансовые активы | Возрастает |
1 | Денежные средства | Возрастает |
2 | Финансовые вложения | Убывает |
3 | Расчеты | Возрастает |
Пассив | ||
III | Обязательства | ... |
1 | Расчеты с кредиторами | ... |
2 | Расчеты по налогам | Возрастает |
3 | Прочие расчеты (по заработной плате) | Возрастает |
IV | Финансовый результат | Убывает |
1 | Финансовый результат хозяйствующего субъекта отчетного периода | Убывает |
2 | Доходы будущих периодов | Возрастает |
3 | Расходы будущих периодов | ... |
Источник: составлено автором.
Как следует из табл. 3, в исследуемом балансе отсутствует закономерность выстраивания по критерию ликвидности. Проведенный детальный анализ соотношения строк выявил отсутствие логики их построения как в отношении между разделами, так и в отношении внутри разделов.
Сопоставив как российские балансовые отчеты, так и предложенные в качестве образца МСФО ОС (IPSAS) 1 и проект российского федерального стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", предлагаем проект отчета о финансовом положении для субъекта государственного сектора, построенный на основе выстраивания ликвидности, сжатия, а также добавления раздела баланса "Капитал", предполагающий универсальное применение как для казенных, так и для автономных и бюджетных учреждений (табл. 4).
Таблица 4
Проект отчета о финансовом положении для субъекта государственного сектора
Статья | На конец отчетного года | На начало отчетного года |
Активы | ||
I. Внеоборотные активы | ||
Нематериальные активы | Х | Х |
Основные средства | Х | Х |
Инвестиции | Х | Х |
Долгосрочные финансовые вложения | Х | Х |
Прочие внеоборотные активы | Х | Х |
Итого внеоборотных активов | Х | Х |
II. Оборотные активы | ||
Запасы | Х | Х |
Расходы будущих периодов | Х | Х |
НДС по приобретенным ценностям | Х | Х |
Краткосрочные финансовые вложения | Х | Х |
Дебиторская задолженность | Х | Х |
Предоплата | Х | Х |
Прочие оборотные активы | Х | Х |
Денежные средства и их эквиваленты | Х | Х |
Итого оборотных активов | Х | Х |
Валюта актива баланса | Х | Х |
Обязательства | ||
III. Капитал | ||
Капитал, внесенный другими субъектами общественного сектора | Х | Х |
Переоценка основных средств | Х | Х |
Резервы | Х | Х |
Целевой капитал | Х | Х |
Накопленный операционный результат | Х | Х |
Неконтролирующая доля | Х | Х |
Итого собственный капитал | Х | Х |
IV. Долгосрочные обязательства | ||
Заемные средства | Х | Х |
Прочие обязательства | Х | Х |
Итого долгосрочные обязательства | Х | Х |
V. Краткосрочные обязательства | ||
Заемные средства | Х | Х |
Кредиторская задолженность, | Х | Х |
в том числе: | ||
поставщикам и подрядчикам | Х | Х |
перед персоналом | Х | Х |
по налогам и сборам | Х | Х |
Доходы будущих периодов | Х | Х |
Прочие обязательства | Х | Х |
Итого краткосрочные обязательства | Х | Х |
Валюта пассива баланса | Х | Х |
В результате предложенных изменений в балансовом отчете одновременно решаются несколько задач:
- форма баланса приближается к международному формату;
- "облегчается" российская форма баланса, в ней отражаются только средства, находящиеся в полном распоряжении у предприятия;
- упрощается отчетность, что экономит время и позволяет сократить ошибки.
В представленном в табл. 4 проекте отчета о финансовом положении конкретизирован перечень элементов финансовой отчетности и обоснована нецелесообразность применения в российской учетной практике ряда терминов, встречающихся в МСФО, вместе с тем предложено включение понятия "Целевой капитал" как показателя одного из основных источников финансирования балансового отчета казенных учреждений.
Список литературы
1. Казакова Н.А., Федченко Е.А., Трофимова Л.Б. Современные парадигмы и методы анализа и контроля бюджетной эффективности: колл. монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 270 с.
2. Международный стандарт финансовой отчетности общественного сектора (IPSAS) 1 "Представление финансовой отчетности". URL: http://www1.minfin.ru/.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
4. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
5. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 26.10.2012).
6. Проект федерального стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", подготовленный Минфином России. URL: http://www1.minfin.ru/.
Л.Б. Трофимова,
кандидат экономических наук, профессор,
Российский экономический
университет им. Г.В. Плеханова
"Международный бухгалтерский учет", N 10, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Международный бухгалтерский учет"
ООО "Издательский дом
"Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Информсервис"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017854
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75,
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet:
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций. Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН.