Организация пригласила на работу иностранное лицо и поставила его на миграционный учет. У организации есть обособленное подразделение в другом городе, куда иностранный специалист периодически направляется в командировку на сроком от трех до семи дней. Обязана ли организация осуществлять постановку работника на миграционный учет по месту нахождения обособленного подразделения?
Полагаем, что не обязана, и вот почему.
В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о миграционном учете*(1) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч. 3 и 3.1 ст. 20 названного закона, представляет уведомление в орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете к стороне, принимающей иностранного гражданина в РФ, относятся находящиеся в РФ физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). В пункте 4 данной нормы говорится, что место пребывания иностранного гражданина - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Исходя из указанных положений Закона о миграционном учете иностранный гражданин при осуществлении трудовой деятельности может быть поставлен на миграционный учет как по месту его фактического нахождения (адресу фактического проживания), так и по месту осуществления трудовой деятельности (юридическому либо фактическому адресу организации).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о миграционном учете постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
Полагаем, что в данном случае у организации отсутствует обязанность уведомлять миграционные службы о прибытии иностранного гражданина в место командировки, поскольку в данном случае не произошло изменения места его пребывания.
К аналогичному выводу в схожей ситуации пришли арбитры ФАС ЗСО в Постановлении от 07.08.2013 N А75-8845/2012. В суд обратилась организация с заявлением о признании незаконным решения Федеральной миграционной службы, оштрафовавшей организацию на 400 000 руб. согласно ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета).
Работник прибыл на территорию РФ 15.02.2012. Организация поставила работника на миграционный учет 22.02.2012, не нарушив тем самым отведенного для этого семидневного срока. Данный гражданин выполнял работы в обособленных подразделениях организации, находящихся в одном субъекте РФ. Каждая поездка оформлялась как командировка, срок которой не превышал пяти дней (то есть не выходил за рамки семидневного срока, предусмотренного для постановки иностранных работников на миграционный учет).
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии у организации правовых оснований для представления в орган миграционного учета уведомления о прибытии гражданина в место командировки, поскольку в данном случае не произошло изменения места пребывания иностранного гражданина (места нахождения организации). А следовательно, штраф организации начислен неправомерно.
С.И. Егорова,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
15 марта 2014 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 6, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"