Как отразить в учете учреждения МВД, наделенного полномочиями администратора доходов, сумму штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств?
Казенные учреждения заключают контракты на поставку товаров, работ, услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт обязательно включается условие об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) несет ответственность в виде неустойки (пени или штрафа) за просрочку исполнения обязательства, в том числе гарантийного, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (п. 6 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, утвержденном п. 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается контрактом в виде фиксированной суммы согласно порядку, установленному п. 4 Постановления Правительства РФ N 1063:
а) 10% цены контракта - если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
б) 5% цены контракта - если цена контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб.;
в) 1% цены контракта - если цена контракта составляет от 50 млн. руб. до 100 млн. руб.;
г) 0,5% цены контракта - если цена контракта превышает 100 млн. руб.
В силу п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате принятия мер административной и уголовной ответственности, относятся к неналоговым доходам.
Платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, на основании ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, исполнение обязательства по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ может быть возложено на государственного (муниципального) заказчика.
В приведенном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).
Контракт может быть оплачен путем выплаты его исполнителю суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) при условии их перечисления в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого перечисляется неустойка (пени, штрафы) в соответствии с условиями контракта.
В учете администратора доходов бюджета суммы дебиторской задолженности в виде неустойки отражаются на счете 205 41 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия" в момент возникновения требований к исполнителю по государственному (муниципальному) контракту.
Порядок отражения операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по государственному (муниципальному) контракту, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнению названных требований приведен в Письме Минфина РФ N 02-11-00/5959.
В силу Инструкции N 162н*(1) начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды казенного учреждения, отражается записью:
Дебет счета 1 205 41 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"
Кредит счета 1 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".
Пример
Согласно государственному контракту, заключенному между учреждением МВД и поставщиком, за нарушение условий договора, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по поставке основных средств, учреждение вправе потребовать неустойку (штраф). Объем поставки по контракту составляет 500 тыс. руб., сумма штрафа - 50 тыс. руб., учреждение является администратором дохода бюджета. Плата за поставленный товар осуществляется учреждением за вычетом суммы штрафа.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получено получателем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года | 1 501 15 310 | 1 501 13 310 | 500 000 |
Приняты бюджетные обязательства по государственному контракту | 1 501 13 310 | 1 502 11 310 | 500 000 |
Отражено начисление суммы дохода в виде штрафа, подлежащей взысканию с поставщика | 1 205 41 560 | 1 401 10 140 | 50 000 |
Принято к учету поступившее от поставщиков основное средство | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 500 000 |
Принято денежное обязательство по оплате товара | 1 502 11310 | 1 502 12 310 | 500 000 |
Произведена уплата в доход бюджета суммы штрафа, удержанной за ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком, с лицевого счета получателя денежных средств | 1 302 31 830 | 1 305 05 310 | 50 000 |
Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту | 1 210 02 140 | 1 205 41 660 | 50 000 |
Произведена оплата обязательства по государственному контракту | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 450 000 |
С. Валова,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 марта 2014 г.
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"