О представлении налоговой декларации по налогу на прибыль
Доходы, полученные от оказания государственных (муниципальных) услуг, а также расходы, связанные с их оказанием (исполнением), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 33.1 п. 1 ст. 251, п. 48.11 ст. 270 НК РФ). Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32650. Таким образом, на основании вышеприведенных норм НК РФ у отдельных казенных учреждений не возникает обязанности по уплате налога на прибыль, поскольку его сумма равна нулю. Следует ли в данном случае представлять налоговую декларацию по названному налогу? В каких случаях можно ее представить в упрощенной форме? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.
В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для справки. На основании ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетные периоды - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.
Таким образом, казенные учреждения силовых министерств и ведомств обязаны представить налоговую декларацию за 2013 год не позднее 28 марта 2014 года.
Способ представления налоговой декларации
Представить налоговую декларацию можно и на бумажном носителе, и в электронном виде.
Налогоплательщик вправе выбрать один из двух способов представления налоговой декларации на бумажном носителе (п. 4 ст. 80 НК РФ):
- лично или через своего представителя;
- в виде почтового отправления с описью вложения.
Обратите внимание! При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Представление в электронном виде обязательно для следующих налогоплательщиков (п. 3 ст. 80 НК РФ):
- относящихся к категории крупнейших;
- средняя численность работников у которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- вновь созданных организаций с численностью работников более 100 человек.
Поскольку основным критерием для выбора способа представления налоговой декларации является показатель среднесписочной численности, в обязанности налогоплательщиков входит подача в ФНС сведений о численности работников за предшествующий календарный год не позднее 20 января текущего года, в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована) (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Напомним, что сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ (код формы по КНД 1180011). Они могут быть представлены в электронном виде в соответствии с порядком представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде, определяемым Минфином. На сегодняшний день действует Приказ ФНС РФ от 10.07.2007 N ММ-3-13/421@ "Об утверждении "Формата представления Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в электронном виде (на основе XML) (Версия 4.01) Часть LXXXII" (в редакции Приказа ФНС РФ от 18.07.2008 N ММ-3-6/321@). Рекомендации по порядку заполнения названной формы утверждены Письмом ФНС РФ от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@.
Обратите внимание! При передаче налоговой декларации (расчета) и сведений о среднесписочной численности по телекоммуникационным каналам связи днем представления считается дата их отправки (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Форма представления налоговой декларации
Форма и формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены Приказом ФНС РФ от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174.
В соответствии с п. 1.1 Порядка декларация обязательно должна содержать:
- титульный лист (лист 01);
- подраздел 1.1 разд. 1, лист 02, приложения 1 и 2 к листу 02.
Подразделы 1.2 и 1.3 разд. 1, приложения 3, 4 и 5 к листу 02, а также листы 03, 04, 05, 06, 07, приложение к налоговой декларации включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом или если в состав его организации входят обособленные подразделения.
Подраздел 1.2 разд. 1 не включается в состав декларации за налоговый период. Приложение 4 к листу 02 включается в состав декларации только за I квартал и налоговый период. Лист 06 заполняется только негосударственными пенсионными фондами. Лист 07 заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, поименованных в п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ при составлении декларации только за налоговый период. В данный лист не включаются средства в виде бюджетных ассигнований, выделяемых казенным учреждениям.
Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по налогу по упрощенной форме по истечении налогового периода (Письмо Минфина РФ от 28.02.2013 N 03-02-08/5904, Письмо УФНС по г. Москве от 19.09.2012 N 16-15/088342@). В силу п. 1.2 Порядка им следует представить налоговую декларацию, содержащую:
- титульный лист (лист 01);
- лист 02;
- приложения к налоговой декларации при наличии доходов и расходов, виды которых приведены в приложении 4, и лист 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ.
Общие требования, предъявляемые к налоговой декларации
При заполнении титульного листа налоговой декларации необходимо обратить внимание на следующие моменты.
1) С 1 января 2014 года в связи с переходом на использование в бюджетном процессе*(1) вместо применяемых кодов ОКАТО следует указывать код ОКТМО. Данный код указывается в соответствии с ОК 033-2013 "Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований", утвержденным Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст (Письмо ФНС РФ от 25.12.2013 N ГД-4-3/23381@).
2) Раздел "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю" титульного листа должен содержать подпись руководителя организации или уполномоченного представителя. Напомним, что таким представителем может быть и физическое лицо, и организация (п. 1 ст. 29 НК РФ). Если учреждение решило передать полномочия по подписанию декларации представителю, то необходимо оформить доверенность, которую подписывает руководитель организации (п. 3 ст. 29 НК РФ).
При заполнении всех страниц декларации тоже следует учитывать общие положения, приведенные в п. 2.1-2.8 Порядка.
Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля. Ошибки в декларации нельзя исправлять с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Обращаем ваше внимание, что декларации по налогу на прибыль должны иметь сквозную нумерацию с титульного листа вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов, листов и приложений к ним. Порядковый номер страницы записывается в определенном для нумерации поле слева направо начиная с первого (левого) знако-места.
Не допускаются двусторонняя распечатка декларации на бумажном носителе и скрепление листов декларации, приводящее к порче бумажного носителя.
При заполнении полей декларации должны использоваться чернила черного, фиолетового или синего цвета. Текстовые поля декларации заполняются заглавными печатными символами.
Каждому показателю декларации в утвержденной машинно-ориентированной форме соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знако-мест. В каждом поле указывается только один показатель. Исключение составляют показатели, значениями которых являются дата, правильная или десятичная дробь.
При заполнении полей декларации с использованием программного обеспечения значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знако-месту. В случае отсутствия какого-либо показателя во всех знако-местах соответствующего поля проставляется прочерк, который представляет собой прямую линию, проведенную посередине знако-мест по всей длине поля.
Ответственность за непредставление налоговой декларации
В соответствии п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации в ФНС по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) в бюджет, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного срока к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, налогоплательщик привлекается только после проведения камеральной налоговой проверки названной налоговой декларации. По результатам проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа).
Хотим обратить внимание читателей на разъяснения Пленума ВАС в Постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В них, в частности, Пленум ВАС указал, что при применении данной нормы арбитражным судам следует учитывать, что размер неуплаченной суммы налога необходимо определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.
Вместе с тем отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1 000 руб.
При выявлении обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность налогоплательщика, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, применяет нормы ст. 112 и 114 НК РФ, на основании которых возможно снижение штрафа по сравнению с установленным ст. 119 НК РФ минимальным размером.
Пленум ВАС отмечает, что при наличии смягчающих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств) размер взыскания может быть уменьшен и более чем в два раза.
Ответственность за нарушение порядка представления налоговой декларации
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме в случаях, когда это предусмотрено Налоговым кодексом, влечет налоговую ответственность, установленную ст. 119.1 НК РФ, а именно взыскание штрафа в размере 200 руб.
Отметим, что ответственность, установленная обозначенной статьей, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации (расчета) соответствует установленной (установленному), но нарушен способ представления налоговой декларации (расчета), прописанный в ст. 80 НК РФ. Причем отказать в принятии налоговой декларации налоговый орган в данном случае не вправе. Одновременное применение ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока и способа представления налоговой декларации (Письмо ФНС РФ от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@).
В целях самоконтроля учреждение может воспользоваться контрольными соотношениями декларации по налогу на прибыль организаций, установленными Письмом ФНС РФ от 03.07.2012 N АС-5-3/815дсп@.
С. Валова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) От автора: для целей сбора, распределения налогов и формирования бюджетов муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"